?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В своё время я вдоволь накатался по России на поездах. На фирменных, на убитых, на пригородных, на плацкартных, на сидячих, на стоячих, на купейных, с обслуживанием, без обслуживания. До тошноты. И как-то не очень я их полюбил: лишний раз уже не хотелось куда-то ехать на поезде, особенно, если более одной ночи. Поэтому чаще стал ездить на машине, даже если далеко. Но как же я недавно обрадовался, когда залез в купе обычного поезда Москва-Димитровград - это не передать словами.   И знаете почему?



Потому что за день до этого я опять провёл ночь в гестапо на колёсах.


Если вы путешествуете из Будапешта в Белград, то возьмите лучше автобус, но не залезайте в этот вагон.   Но обо всём по порядку.


Виза

Балканы - это совершенно разные страны, некоторые из которых даже особо и не дружат между собой. Поэтому, чтобы посетить сразу несколько балканских стран, вам придётся делать несколько виз. К примеру, из того списка стран, которые мы проехали на машине: Сербия, Румыния, Болгария, Македония, Албания, Черногория,  визы для россиян необходимы в 3-х из них: в Болгарии, Румынии и Албании.  Правда, есть лайфхаки, которые могут здорово упростить въезд во все страны.

Во-первых, в Болгарию можно въехать по румынской, кипрской и хорватской визе (как и в эти страны по болгарской). Во-вторых, Албания ежегодно становится безвизовой для россиян в летний период (каждый год этот период устанавливается отдельно, но обычно это май-октябрь). И самый главный лайфхак:  все страны совершенно открыты для вас по многократной Шенгенской визе!  С одной лишь оговоркой, что виза должна быть уже открыта, то есть по ней должен быть осуществлён въезд в Шенгенскую зону.    Естественно, лучше всего сделать один шенген, нежели возиться с несколькими национальными визами, которые в будущем даже не пригодятся и, скорее всего, будут выданы на сроки поездки.

Именно по этой причине мы решили сделать венгерский шенген. В прошлом году венгры дали мне годовой мультик, поэтому в этом я надеялся на двухлетний, но, как минимум, можно было рассчитывать на годовой (его и дали, в конце концов).  Что ж, после получения венгерского шенгена оставалось только проложить маршрут до нашей стартовой точки автопутешествия в Белграде через Будапешт.   Что мы и сделали. В Будапешт летает один из европейских лоукостеров - WizzAir, билеты на рейсы которого можно урвать по очень хорошей цене. Под наши даты вышло что-то около 13 000 р. туда-обратно. Не дёшево, но и не дорого, учитывая, что в соседние европейские города регулярники возят уже по 20+ тыр.





Поезд

От Будапешта до Белграда - менее 400 километров по прекрасным дорогам, поэтому все здравые люди давно преодолевают это расстояние на машине. Но кто сказал, что мы ищем лёгкие пути?  Нет, ну сначала я тоже планировал взять ренткар в Будапеште и на нём уже двинуть на юг. Но вот беда, ни один прокат, куда я обратился (я предпочитаю брать машины не у раскрученных прокатчиков, типа EuropCar или Hertz, а у местных частников) не разрешил выезжать из Евросоюза. Сербия или Македония для них что-то вроде Нигерии, где очень высок риск повреждения автомобиля и возникновения проблем с возмещением убытков через страховую компанию.   Что ж, оставался только вариант с арендой машины непосредственно в Белграде.  Но до него еще нужно как-то добраться.  И вот тогда я решил попробовать доехать на ночном поезде Будапешт - Белград, в котором был вагон для нахождения в горизонтальном положении. Для них это категория нашего плацкарта, но на деле выходит практически купе на 6 (!) человек (couchette car).  При покупке я даже не подозревал, что в Европе можно путешествовать на поезде, по 6 человек в одном отсеке. Но как я ошибался...




Первые приключения начались уже при покупке билета на сайте железных дорог Венгрии.   Попробуете что-то купить там и будете боготворить сайт наших РЖД.   Мне нужно было купить 2 билета в одном купе туда и обратно. Но система почему-то упорно предлагала билеты в разных купе, даже несмотря на то, что я указывал двоих путешественников в одном заказе. В итоге, отказавшись от оплаты уже сформированной первой брони, я решил начать бронировать заново, и, о чудо, система предложила места уже в одном купе!  Счастливый, оплатил заказ (сумма отображается в форинтах) и начал печатать рецепты на получение билетов в вокзальном автомате. И вот тут меня прошиб холод - принтер выплюнул в 2 раза больше бумаги, чем было нужно. Приглядевшись, я понял, что та чёртова первая бронь никуда не делась, а просто упала в общую корзину, которую я целиком и оплатил!  Пересчитав сумму заказа с форинтов на рубли, я окончательно убедился в том, что сильно облажался.  В условиях заказа эти билеты оказались non refundable, так как международные и, типа, дешёвые. Так я потерял 6000 рублей (купив лишних 4 билета по 1500 р. - туда 2 и обратно 2).   По прибытию на будапештский вокзал Keleti, я, конечно, обратился в клиентскую службу и попросил вернуть деньги. Билеты Будапешт-Белград наотрез отказались принимать к возврату, а вот на обратку дали заполнить форму. В общем, вчера пришло письмо, что мне из 3000 рублей к возврату насчитали .... только 450 р :) Остальное съели всякие комиссии.   Ну как, уже начали пересматривать своё негативное отношение к РЖД? :)




Поезд из Будапешта в Белград ходит 2 раза в сутки. Мы выбрали ночной, чтобы по прилёту в Венгрию успеть погулять по столице, поесть квашеной капусты с колбасой и выпить по бокальчику Токайского. Ну и в ночь сесть в вагон и забыться сном.  Как я был наивен, рассчитывая на сон...

Поезд стоял на перроне и мы пошли искать наш вагон, по пути обнаружив что-то до боли знакомое.





Да, это прицепной вагон РЖД, на котором можно доехать до Белграда из Москвы, через Будапешт. Не скажу, что это самый дешевый вариант, поэтому русских людей возле вагона обнаружено не было.



Пройдя РЖД-шный вагон, нашли и наш...   Как же захотелось залезть в предыдущий!..




Это вагон сербских железных дорог, который остался в неизменном состоянии еще со времён Югославии.




Вагон стоял без признаков жизни, а до отправления оставалось каких-то 20-30 минут.  После того, как мы начали уже пинать ногой закрытую дверь, из окна высунулась сонная голова проводника.  После этого открылась дверь, он взял наши билеты и долго их изучал, внешним видом удивляясь, за каким лядом мы вообще припёрлись к его вагону.




Попутчики

Минут через 5 подошла еще одна женщина с баулами, которая на смеси русского и сербского что-то пыталась спросить у проводника. Так мы и познакомились с нашей попутчицей Златой, учительницей из Киева, которая ехала погостить к своим друзьям в Белград. Она купила в кассе билет в сидячий вагон, но видя пустоту лежачего, решила уговорить проводника пустить её туда. "Без проблем" - сказал проводник и попросил 10 евро взамен. Злата было уже полезла за деньгами и почти сунула их в руку проводника, как я вспомнил, что у меня есть два лишних билетика. И отдал один из них Злате за 5 евро, сэкономив ей половину суммы :)




Злата оказалась очень добродушным человеком и завалила нас подарками: пивом и сушеной рыбой. А еще Злата везла с собой 10 литров водки в подарок своим друзьям и очень переживала за то, как отнесутся к этому венгерские и сербские пограничники... Мы даже разработали схему по распределению бутылок между нами.   Но всё обошлось.
За разговорами и еще одной бутылкой "Токайского" не заметили, как наступила полночь.




Катастрофа

Решили умыться и лечь спать. Но и первое, и второе в этом вагоне нельзя было сделать без бубна.  В сербском вагоне есть два умывальника - один отдельный, второй в туалете. Тот, который отдельный, оказался забит и залит водой, которая вытекала через край, а вот второй....




Сначала в туалете не было света, поэтому мы попросили проводника решить эту проблему. Когда он её решил, мы поняли, что лучше бы он этого не делал, ибо теперь стал виден весь масштаб биологической катастрофы.



Но желание помыть уставшие с дороги ноги и лицо перевесило чувство брезгливости. И тут еще одна засада: вода в кране начинает течь только тогда, когда ... нажимаешь педальку у пола!  Как в унитазе старого, доброго российского вагона без биотуалета :)     Решение: наступить одной ногой на педаль, вторую ногу закинуть в умывальник и при этом не упасть в биологически активный унитаз...


Справившись с первой задачей, перешли к решению второй. Купе этого вагона рассчитано на 6 человек. То есть, в нем 6 полок, по 3 с каждой стороны. И каждая предназначена для нахождения на ней человека. Теперь представьте себе наш плацкарт - тоже три полки, но самая верхняя там багажная. А здесь она пассажирская. И залезть на нее можно только по приставной лестнице, которой не оказалось (обычно они лежат на тех же полках). Получилось так, что на третью полку не залезть, а нижняя расположена почти на самом полу, и от нее воняет таким старьем и чем-то еще, что даже садиться на нее не хочется.




А вот самая удобная - средняя. Но она сложена и заблокирована специальным ключом, наподобие нашего, треугольного.   На просьбы открыть вторую полку проводник никак не отреагировал, что-то пробурчав себе под нос на сербском. Вот тогда-то мы и применили мой новый мультитул "Экспедиция "Travel Edition", который я предусмотрительно взял с собой в поездку.  Таким же макаром открыли полку и в соседнем купе, где расположилась Злата.




Проводник выдал комплект постельного белья, которое было больше похоже на тряпки из лазарета. Представляете себе стандартную РЖД-шную простынку? Так вот, эта ровно её половина. То есть узкий кусочек серой тряпочки. "Одеяло" такое же, а наволочка не предусмотрена вообще.




Но уснуть так и не получилось - в вагоне стало очень жарко, и что-то всю дорогу в вагоне громко тарахтело, скрипело. А потом граница и пограничный контроль: сначала прошлись венгры, потом сербы. В 6 утра приехали в Белград.




Возвращались из Белграда в Будапешт мы на том же поезде, и в том же вагоне - он там один такой. Когда сели в совершенно пустой поезд, то были уверены, что пустым он и поедет. Но это же Балканы... Тут ничего нельзя предугадать. За 15 минут до отправления, в вагон повалили толпы... японских пенсионеров с огромными чемоданами на колёсах! Япона-бабки так резво закидывали их в вагон и кантовали в выделенные для них купе, что наши челюсти висели где-то в районе нижней полки. Таким образом, мы воочию увидели, как 6 человек умещается в одной клетушке... Но японцам с их капсульными отелями не привыкать.   Наше купе тоже не обошли вниманием, подселив девушку из Франции и парня из Испании. Приятно провели за общением остаток вечера и улеглись спать. Мы с товарищем на верхних полках, а белым людям отдали нижние :)   Среднюю уже не стали раскладывать.




Белград

Окраины Белграда, вдоль ж/д-путей:




Раскрашенный граффити поезд белградского метро:





У вокзала нас встретил мой товарищ, который уже давно живёт в Белграде, и с которым мы три года назад катались вдоль Дуная.  Напоил, накормил и спать в свободной квартире уложил.

В кафе у inserbia как дома. Будете в Белграде, зайдите посидеть в "Bier Strasse 13" на Zivka Davidovica, 13. Кухни там пока своей нет, но напитки отменные. А еще Александр открыл свой хостел. Так что весь спектр услуг, обращайтесь - поможет и словом, и делом.




Съездили в новый Белград, дорвался до балканской еды. Скучал.





Утром прокатчик пригнал машину к дому, расплатились за неё наличкой, подписали бумаги и отправились в сторону румынской границы...



Продолжение следует...


PS. Извините за фото с телефона, но распаковывать технику в дороге было просто лень :)  Дальше будут уже фотографии хорошего качества.

PPS. В индийских поездах не ездил, но много про них читал и смотрел. А здесь речь про Европу.



Еще рассказы об этой поездке:
1. Полмесяца на Балканах


В этой поездке меня поддержали:


Mio Livejournal
Автомобильные гаджеты Информационная поддержка



Posts from This Journal by “balkanexp” Tag

  • Попал в Кабалу

    Про черногорские заброшки можно писать бесконечно — это самый настоящий рай для любителей индустриального туризма. На горах Боко-Которской…

  • Дорога смерти

    В мире есть несколько дорог, которые по праву могут называться "дорогами смерти". Каждый год они забирают десятки жизней водителей и…

  • Пикник у заброшенной базы подлодок

    Обожаю Черногорию. Каждый раз, катаясь по балканским странам, к концу маршрута уже мечтаю побыстрее въехать в эту страну и расслабиться, как дома.…

  • Прокрасться через Албанию

    Меня пугали Албанией, как ребёнка сереньким волчком, рассказывая всякие страшилки из разряда "страна чудес — туда попал и там исчез".…

  • Про свободное время, павлинов и красивый Охрид

    Интересно, закончу я когда-нибудь эту серию?.. Уж скоро год пройдёт, как я в тех местах побывал, а конца и края постам еще нет. И бросить нельзя и…

  • Чистый Четверг в Охриде: дети, ярмарка и противостояние религий

    Наверное, самое время рассказать, как отмечают Чистый Четверг в Македонии наши славянские братья и сЕстры. Ну и что, что прошло уже больше полугода…

promo alexio_marziano january 21, 2013 11:00 96
Buy for 20 tokens
Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: "На уроках мы учились...". Не верю :) Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут…

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
bibkniga31
May. 13th, 2016 08:07 am (UTC)
Почему-то анекдот вспомнился: "Оказывается на поездах ездят бедные люди. Богатые, стараются ездить внутри поезда".
Повеселил пост, хотя понимаю, что ты вряд ли смеялся). Но такое приключение! Так что - есть в планах поездка в индийском поезде?)).

alexio_marziano
May. 13th, 2016 09:02 am (UTC)
Напротив, вся поездка прошла на высокой мажорной ноте :). Конечно же я готов был к этому, не первый раз на Балканах.
free_vortex
May. 13th, 2016 08:16 am (UTC)
да уж, весело с поездом :)))
alexio_marziano
May. 13th, 2016 09:04 am (UTC)
Не каждый же день такое :)
free_vortex
May. 13th, 2016 12:05 pm (UTC)
да уж :)

меня вот тоже достают поезда. даже фирменные :)
sedov_05
May. 13th, 2016 08:36 am (UTC)
Эпично. И напрочь отбивает любое желание появляться в тех краях.
alexio_marziano
May. 13th, 2016 09:03 am (UTC)
Не, там здорово и интересно. В Индию же ездят люди. Так вот это та же индия, только в Европе. Красочно, атмосферно, на Россию похоже.
livejournal
May. 13th, 2016 09:29 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
bathet
May. 13th, 2016 11:02 am (UTC)
Весело скатался. Нужно аэрофлоту специально шпионов посылать в наши поезда, чтобы они делали туалеты биоактивными, тогда все будут летать.
puerrtto
May. 13th, 2016 11:34 am (UTC)
Эх, не меняются балканские поезда и нравы! В 1999, когда я полтора года тусил в Болгарии в качестве студента, мы гоняли там без билетов вовсе. Десять дойчмарок на лапу проводнику и вперед )))
alexio_marziano
May. 13th, 2016 11:36 am (UTC)
Марки сменились еврами, номинал тот же остался. :)
puerrtto
May. 13th, 2016 11:39 am (UTC)
В поездах типа София - Белград, София - Бухарест и Белград - Скопье вообще считалось моветоном покупать билеты в кассе. Проводник подсаживал "левых" людей и возмущался, мол, вы тут со своими билетами всю малину портите )))
alexio_marziano
May. 13th, 2016 11:48 am (UTC)
Ну а я вообще отличился, через инет купил. Побоялся, что мест в одном купе не будет :)
Хотя год назад за 10 минут до отправления на этом же вокзале брали билеты и в Вену, и в Братиславу в пустые поезда.
lenorlux
May. 13th, 2016 01:23 pm (UTC)
хм.. вам просто катастрофически не повезло. Я брала из Москвы билеты на сайте Венгердских ЖД вообще без проблем ( ну да, мне помог гугл-переводчик с венгерского). Мы ехали правда внутри Евросоюза ( Будапешт-Вена). Нормальный чистый поезд, с кондеем и чистыми туалетами. Вообще у меня к поездам в Европе ни разу претензий не было, в некоторых нас даже кормили как в самолете, в некоторых бесплатный быстрый вайфай и везде есть розетки.
alexio_marziano
May. 13th, 2016 01:28 pm (UTC)
Да почему же не повезло? Это было вполне ожидаемо. Поезд Будапешт-Вена и Будапешт-Белград это совершенно разные вещи. Я ездил так же из Будапешта и в Вену, и в Братиславу (сидячий, естественно, там ехать пару часов). Просто в белградском поезде используют никому не нужные древние югославские вагоны. Это направление просто никому не нужно, поэтому в него не вкладывают. Пара залётных туристов в сутки и поезд идет пустым.
miha_top
May. 13th, 2016 08:59 pm (UTC)
Веселый поезд)
duboff1972
May. 14th, 2016 02:23 am (UTC)
Не люблю поезда, но интересно))
igor_schwab
May. 25th, 2016 12:21 am (UTC)
Нет, РЖД я даже после такого венгерского поезда теперь не полюблю, и постараюсь впредь лететь "самолётами аэрофлота".
Я тут только с родины вернулся, и имею от РЖД замечательный документ, который гласит, что из-за того, что в моём билете три цифры из номера паспорта не соответствуют действительности, я должен заново оплатить стоимость проезда. Везти человека с тремя неверными цифрами они никак не могут, а вот везти того же человека на том же самом месте с тем же паспортом но новой оплатой (да, за бельё тоже) -- запросто! При чем такого мнения придерживаются обе проводницы, начальник поезда, начальник начальника поезда, специалист горячей линии РЖД и начальник этого специалиста. И единственное, что мне может посоветовать горячая линия -- это написать жалобу на проводника, что он вообще пустил меня в вагон без билета. (Я не шучу, это правда!)

Подумываю теперь написать не только жалобу, но и заявление в транспортную прокуратуру -- ведь проводники совершили просто ужасающий должностной проступок!

ПС Два дня назад сам проездом осмотрел Белград :-)
alexio_marziano
May. 27th, 2016 05:24 am (UTC)
Ну и как впечатления от Белграда?
igor_schwab
May. 30th, 2016 12:38 pm (UTC)
в принципе, хорошие впечатления. Местами -- почти Германия, местами -- как в Ульяновске :-) И еще такой небольшой средиземноморский налёт. Вот только с достопримечательностями как-то совсем негусто, я ожидал гораздо большего: всё-таки столица, по крайней мере, в недавнем прошлом большой страны, и просто город-миллионник. Но на деле оказалось, что все городские достопримечательности, известные гуглу, мне удалось пробежать буквально за 2,5 часа. По-моему, это вообще первый город, где я успел осмотреть всё, что себе наметил, и у меня даже осталось еще немного времени.
alexio_marziano
May. 30th, 2016 01:03 pm (UTC)
да, скучновато. Особенно, для второго визита.
( 21 comments — Leave a comment )