?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Предыдущие части рассказа:
Часть 1. Город воинской славы Североморск
Часть 2. Полярный
Часть 3. Гаджиево
Часть 4. Заозёрск (Западная Лица)

Осталась нерассказанной последняя часть моего повествования о месяце жизни в городах Кольского полуострова. Конечно, побывать в четырёх городках Мурманской области и не оказаться в самом Мурманске было бы, по меньшей мере, странно... Ну, если я конечно не шпион из Финляндии... :)

В Мурманск мы ездили на выходных, от нечего делать. А так как в Североморске вообще нечего делать на выходных, то в Мурманск мы ездили 2 раза. И довольно много чего интересного смогли посмотреть. Так как оба раза мы проехались по одним и тем же местам, то и фотографии будут сгруппированы по объектам осмотра, а не по дням :) Кстати, один день был пасмурный, другой - солнечный.

Поехали...






На выезде из Североморска есть горочка, поднявшись на которую можно увидеть бухту и часть города сверху:





По пути проезжаешь городки Росляково, Сафоново. Кстати, в последнем мне тоже довелось побывать, правда наскоком и без фотографий. В Сафоново есть штаб палубной авиации, от которой, к сожалению, уже почти ничего не осталось. Сам штаб практически тоже расформирован. Людей, могущих взлететь с палубы авианосца можно пересчитать по пальцам двух рук и почти все они в солидном возрасте... Как и сам единственный авианосец "Адмирал Кузнецов".
Кстати, в 2002—2003 годах в Рослякове проводилась утилизация атомной подводной лодки "Курск".

"Мы пришли сегодня в порт,
Мы пришли сегодня в порт"...

Вот и мы начали осмотр Мурманска с его морских ворот - порта.
Ну, или с вокзала...





Сам порт просто огромен, а с вокзала отправляются пассажирские суда.

Как всегда, неизменно, у пирса пришвартована "Клавдия Еланская":



Это пассажирский теплоход ледового класса. Ранее он работал на пассажирских маршрутах в Баренцевом и Белом морях, ходил к берегам Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. Возил туристов на Соловецкие острова, в Норвегию, Данию, Финляндию, Германию, Францию, доставлял шахтёров на Шпицберген.
Сейчас «Клавдия Еланская» работает на пассажирской морской линии вдоль побережья Кольского полуострова, связывая с Мурманском труднодоступные населённые пункты Островной, Чапома, Чаваньга и Сосновка.

В сухом доке, посреди залива, стоит красавец "Ямал".





"Ямал" - это атомный ледокол. На нем может совершить путешествие к Северному полюсу любой желающий. За 14-20 тысяч долларов. Не так уж и много, правда ведь? :) Но на тот момент в моих карманах такой суммы не оказалось и я просто посмотрел на красного исполина издали. А ведь какой мощный! Рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,5-3,5 метров с устойчивой скоростью 1-2 узла.
На носу ледокола нарисована оскалившаяся хищная пасть - смотрится очень круто. Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным. Правда, с этого ракурса её не видно.

Немного прогулялись по пирсу.





А это еще одна "плавучая девятиэтажка" :)



Ни с чем другим такие ледоколы больше у меня не ассоциируются. Название не разглядел.

Следующий пункт - церковь Спаса Нерукотворного Образа ("Спас на водах"). Очень красива в лучах низкого солнца.



В кои веки себя запечатлел на фото. Ну хоть в виде тени, и то ладно.





Если посмотреть в противоположном направлении, то взор упирается в шестигранный маяк-мемориал.





В нем находится памятный зал, посвящённый всем морякам, погибшим на море в мирное время. Маяк снабжен настоящими световыми и звуковыми сигнальными устройствами. Перед маяком установлен судовой якорь, у подножия которого была торжественно заложена капсула с водой из моря - общей могилы не вернувшихся на берег моряков.



В зале памяти хранятся книги, в которых вписаны имена рыбаков, моряков торгового, военного, подводного, пограничного флотов, летчиков палубной авиации, погибших в море с 1945 года.



С обзорной площадки открывается красивый вид на город.





И на спину "Алёши"..



Вот к этому "Алёше" мы сейчас и подъедем поближе...

Ну, совсем близко к мемориальному комплексу не подъехать - немалую часть пути пришлось преодолевать пешком. Но эта часть была довольна живописной:





А вот и он - мурманский "Алеша". Мой тёзка. :)



Если сказать, что он большой, то это ничего не сказать. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента - 35,5 метров. Вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Памятник уступает по размерам лишь монументу Родина-мать в Волгограде.
Взгляд "Алёши" устремлен на запад, в сторону Долины Славы, о которой я уже рассказывал в части про Заозёрск. У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая — с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман.

Перед монументом зажжён вечный огонь:





Два огня - жизни и памяти:




Так как день в ноябре очень короток, с комплекса мы уже встречали закат, тогда как у церкви был рассвет :)



Над городом мела снежная вьюга:





Ну а в пасмурный день зато удалось разглядеть город сверху:



И порт...



За монументом есть пара зениток. Во время боевых действий на этой вершине находились зенитные батареи, прикрывавшие с воздуха город Мурманск.



Каждый город-герой отмечен своей памятной доской, как в Москве у стен Кремля.



После "Алёши" проехали чуть вперед, на окраину района. Оттуда красивый вид на Кольский залив.







И теперь самое интересное. В какой-то части я уже писал, что просто мечтал воочию увидеть российский авианосец "Адмирал Кузнецов" или "Кузю", в народе. На протяжении своих путешествий по городкам области то и дело спрашивал офицеров, где он может быть. Кто говорил что в Сафоново, кто в Росляково, кто в Североморске. Но нигде я его не видел. И уже расстроился....

И вот наш водитель-экскурсовод предложил напоследок сгонять к 35-му заводу («Мурманский судоремонтный завод Минморфлота»). Просто так, с сопки глянуть и домой. Согласились. Поехали.

По дороге уткнулись в КПП завода. Удалось договориться пройти пешком только до конца бетонного забора, откуда была возможность осмотреть завод.

А это - его окрестности:





Эх, люблю я Half Life, уж не обижайтесь :) Нет-нет, а фотку подпорчу HDR-ом :))

Ну и вот, поднимаюсь я по дорожке вдоль забора, поворачиваю за него, продираюсь через гущи зазаборных фекалий, влезаю на кусок бетонной плиты и вижу ....



Ё-маё, вид-то какой!

И, о чудо! Что это за серенькая башенка под краном?? Я её сразу и не разглядел.. А это же...



А это же «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»!
"Кузя", он же «Советский союз», он же «Рига», он же «Леонид Брежнев», он же «Тбилиси». Тяжёлый авианесущий крейсер, единственный в составе ВМФ России в своём классе.

Вот такой подарок мне судьба подготовила. Никто мне про 35й завод не говорил, а "Кузя" там оказался. :)

Гигант просто! Старенький уже, часто в ремонте. Но боеготов.



Высота от носа до воды - 70 метров. Если свалиться - выловят уже мешок с костями :) Внутри - лабиринты помещений. Ходят байки, что один матрос там заблудился и умер. Нашли не сразу...

Все программы минимумов и максимумов по осмотру города для меня были выполнены. Остальное время просто пошатались по городу, по барам, по магазинам.





Вокзал (авто или ж/д - не помню, снял на ходу, пока "красный" горел):







А это новый мост через Кольский залив:



Осталось показать еще несколько панорам:








На этом про Заполярье и Кольский полуостров можно и закончить.

Суровые места. Красивые... Исторические... Героические...



Posts from This Journal by “Кольский полуостров” Tag

promo alexio_marziano january 21, 2013 11:00 95
Buy for 20 tokens
Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: "На уроках мы учились...". Не верю :) Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут…

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
roman_pinchuk
Mar. 10th, 2011 06:31 pm (UTC)
Есть у севера своя непередаваемая привлекательность. Ни разу ещё там не был, но чем больше читаю и смотрю фот, тем сильнее хочется сьездить. Песчаные пляжи и теплые страны с кипучей жизнью почему-то не так привлекают.
alexio_marziano
Mar. 10th, 2011 06:50 pm (UTC)
Привлекает, потому что наше. В Египет сейчас каждый может (или мог), а вот по русскому северу - не каждому доступно. И дело не в стоимости. В желании. А если оно появилось - уже большое дело. А побывать там надо. Чтобы знать, как соотечественники живут хотя бы.
cheburayk
Mar. 10th, 2011 07:07 pm (UTC)
жаль что так мало( да да, мало очень( интересные рассказы, очень понравилось. спасибо большое.
alexio_marziano
Mar. 11th, 2011 03:12 am (UTC)
Мало чего? Текста? Дык нас просто привезли и сказали "Смотрите тут, смотрите там...". Мне что бы и это написать пришлось про памятники почитать немного. :) А дальше еще рассказы будут, про другие города. К примеру, следующая серия - про Владивосток.
(no subject) - cheburayk - Mar. 12th, 2011 05:21 pm (UTC) - Expand
blackie
Mar. 10th, 2011 07:16 pm (UTC)
Ж/д. Впрочем, авто тоже рядом.
А что это, Арктику сверху донизу в рекламу затянули? Ужас-то какой...
alexio_marziano
Mar. 11th, 2011 03:16 am (UTC)
"Арктика" это что? О чем именно речь? О ледоколе?
(no subject) - blackie - Mar. 11th, 2011 04:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Mar. 11th, 2011 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - blackie - Mar. 11th, 2011 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Mar. 11th, 2011 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - coroner_spb - Sep. 1st, 2011 05:06 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - blackie - Mar. 11th, 2011 09:09 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - blackie - Mar. 11th, 2011 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - betula_nana - Feb. 3rd, 2013 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blackie - Feb. 4th, 2013 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Katty Buzzy - May. 7th, 2014 04:48 am (UTC) - Expand
swaego
Mar. 11th, 2011 01:38 am (UTC)
Интересно получилось,и фото и рассказ.
Алёша действительно огромный,монументальное изваяние.
У меня приятель контрактил коком на Кузе,там и правда ходит эта байка про заблудившегося моряка,ну и приукрашивают ещё).30 км горизонтальных и вертикальных лестниц это не шутки,заблудиться просто.Байки они везде есть,у нас в Гаджиево ходила байка о бульдозеристе,который при строительстве школы №276 утонул в болоте и потом ночами призрак по школе шарахался.
alexio_marziano
Mar. 11th, 2011 03:13 am (UTC)
Да уж... :)
(no subject) - coroner_spb - Sep. 1st, 2011 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - swaego - Sep. 1st, 2011 05:22 am (UTC) - Expand
vostokin
Mar. 11th, 2011 05:18 am (UTC)
Красивые фото! С погодой повезло. На ледокол Ленин ходили?
alexio_marziano
Mar. 11th, 2011 06:06 am (UTC)
Не, специально никуда не ходили по музеям. Всё снаружи смотрели. Я понимаю, что дофига чего ещё в Мурманске посмотреть можно было, но не судьба.
(no subject) - vostokin - Mar. 11th, 2011 06:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Mar. 11th, 2011 06:36 am (UTC) - Expand
big_red_man
Mar. 11th, 2011 10:47 am (UTC)
Очень красиво. Я бы пожил там месяцок-другой.
oleg_vaynzikher
Mar. 12th, 2011 07:25 pm (UTC)
Здравствуйте.
У меня вопрос.
Как Вы перепостили эту запись в сообщество ru_traveller
alexio_marziano
Mar. 13th, 2011 04:35 am (UTC)
Просто новый пост создал и указал, куда отправлять. Текст просто скопировал.
(no subject) - oleg_vaynzikher - Mar. 13th, 2011 05:38 am (UTC) - Expand
conwell
Mar. 13th, 2011 08:48 pm (UTC)
Крайне познавательно и вполне фотогигиенично! :-)
Спасибо!
coolbaskin
Mar. 27th, 2011 12:30 am (UTC)
> На выезде из Североморска есть горочка, поднявшись на которую можно увидеть бухту и часть города сверху

Называется "Кортик". Улица там такая, Кортик. ;)
alexio_marziano
Mar. 27th, 2011 04:28 am (UTC)
Да, припоминаю такое название.
(no subject) - coolbaskin - Mar. 27th, 2011 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Mar. 28th, 2011 02:17 am (UTC) - Expand
catside
Nov. 29th, 2012 02:42 am (UTC)
Большое спасибо за фото! Обалденные фотографии, особенно панорамы, я, не побоюсь этого слова "залипла" на два дня) Безумно красивый Север у Вас вышел.
alexio_marziano
Nov. 29th, 2012 02:47 am (UTC)
:) всегда пожалуйста.
благодарю за отзыв.
betula_nana
Feb. 3rd, 2013 03:38 pm (UTC)
на "Адмирале Кузнецове" регулярно бывали с товарищескими визитами, дружили с тамошним экипажем (ну с кем же еще надо было "дружить" студентов пед.училища :))))
Если еще там будете - попробуйте подняться в микрорайоны верхних ярусов, с них потрясающий вид на всю бухту и очень забавны коробки совершенно одинаковых 9-этажек. Бывало, в полярную ночь путали одну "коробку" домов с соседней и понимали, что пришли не в свой, а в соседний дом, только когда ключ к замку в двери не подходил)))) Почти как в "С лёгким паром!"
Зелёный вокзал со шпилем - ж/д, авто раньше чуть правее, потом его закрыли на реконструкцию и дальнейшая судьба здания мне неизвестна. В нём была удивительной красоты мозаичная карта Кольского полуострова.
ledi_sever
Jul. 21st, 2013 03:45 pm (UTC)
Карты уже нет:-) Педучилище заканчивала в 92-м и тоже дружили с "Адмиралом Кузнецовым":-)
Katty Buzzy
May. 7th, 2014 04:44 am (UTC)
Привет :))) меня зовут Катя. Я из Мурманска ;) в ЖЖ впервые... около часа искала, что интересного есть почитать... уже взгрустнулось, так сказать, но...О! Чудо! Про Мурманск!!! :))) срасибо огромное за более чем великолепные фотографии и замечательные описания! :))) очень пориятно :))) сейчас у нас все намного лучше: много чего строится, реставрируется и, вообще, приводится в порядок, наконец ;))) Приезжайте к нам еще :)))
alexio_marziano
May. 7th, 2014 07:33 am (UTC)
Очень приятно, что кто-то находит у меня в журнале что-то интересное для себя :) Мне та поездка запомнилась на всю жизнь - Север очень красив. ДУмаю, что еще когда-нибудь приеду.
o_obormot
Jan. 22nd, 2015 09:50 am (UTC)
класс!
Андрей Козлов
Jan. 22nd, 2015 10:17 am (UTC)
Служил там, красивые места.
fregat_vt
Jan. 22nd, 2015 12:56 pm (UTC)
Красиво.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 44 comments — Leave a comment )