?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уж и не думал я, что по прошествии стольких лет я вновь пройду через проходные какого-нибудь режимно-секретного предприятия, но уже в роли простого смертного, гражданского лица без какой-либо формы допуска :)  И не какого-нибудь предприятия, а морской тематики - моей любимой. В общем, не знаю, какими правдами и неправдами, но повезло мне оказать на "Севмаше" в Северодвинске - в месте, где рождаются подводные лодки. На заводе, со стапелей которого сошла большая часть всех советских и российских подводных лодок, и где в настоящее время строятся самые современные субмарины проекта 955 "Борей". Хотите посмотреть?





Как попали

Экскурсия на "Севмаш" - событие крайне маловероятное и редкое. "Северное машиностроительное предприятие" - режимное и секретное, попасть туда  обычным способом можно только устроившись на работу и оформив соответствующую форму допуска, как минимум, 3-ю. Поэтому, сами понимаете, даже если день открытых дверей там и случается, то дальше административного корпуса людей "с улицы" никто не пускает.  Но, несмотря на всю строгость пропускного режима, пресс-служба завода подводных лодок периодически идёт навстречу блогерам и устраивает блог-туры.   К примеру, тот блог-тур, в котором я побывал, стал ... вторым :)



Удача улыбнулась нам, только благодаря экспедиции "На Север!", которую мы организовывали в августе прошлого года.   В общем, просто всё совпало - моё желание там оказаться, с одной стороны, и желание вновь увидеть в своих стенах блогеров, с другой.  К нашей ульяновской экспедиционной команде присоединились блогеры из Архангельска, которые так же посчитали приглашение на экскурсию за большое везение и удачу.

И вот мы, в назначенный день  и время, приезжаем в Северодвинск - северный центр судостроения и судоремонта России. Город двух заводов - "Севмаша", где строят корабли, и "Звёздочки", где их ремонтируют и утилизируют. Некогда закрытый город, куда до 1992 года попасть можно было только по спецпропуску.

Своё знакомство с заводом мы начали с подробного инструктажа, как нам можно себя вести за проходными, что можно фотографировать, а что нет, куда ходить, а куда даже не пытаться заглядывать. С самого начала нам рассказали, какие цеха мы сможем посмотреть. И даже учитывая, что ничего секретного нам в принципе не могли показать, увидели мы довольно много интересного.  Традиционно, любая экскурсия по заводу начинается с его истории и музея.




Секретный монастырь

В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной, верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина. Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь, постройки XVII века. Впервые монастырь упомянут в Двинской летописи 1419 года. А после 1917 года из монастыря были вывезены все культурные ценности.




Строители судовой верфи не разрушили монастырь по одной лишь причине - эти постройки были единственными на многие километры вокруг, и их использовали как жильё. Постепенно монастырь обрастал новыми цехами и корпусами "Севмаша". Таким образом, он и оказался запертым внутри - в бывших церквях ныне располагаются некоторые подразделения огромного завода.  Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное. В декабре 2009 года на Никольском соборе были установлены 5 новых куполов и крестов, вместо сгоревших от молнии в 30х годах.




В 1939 году на заводе был заложен первый корабль – линкор «Советская Белоруссия». К настоящему времени здесь построено 128 атомных подводных лодок – больше, чем на любой другой верфи мира.






Главный механический

Один из цехов, который нам разрешили посетить - главный механический, №4.




Здесь изготавливают огромные судовые подшипники, которые стали одним из брендов "Севмаша".




Подшипники являются одним из важных компонентов корабля. Упорный подшипник передаёт гидродинамическую нагрузку от винта на корпус корабля, то есть заставляет его двигаться.




Трудовые будни работников механического цеха:












Рабочий стол:




Почему-то читается как "За всё ответит Жириновский".   Суровая трудовая дисциплина.




С первого взгляда, оборудование цеха выглядит довольно устаревшим, однако уже сейчас идёт процесс его модернизации. К примеру, работает вот такой токарный станок "Boehringer VFD 1000 DUS".






Что нам скажет начальник транспортного цеха?

Мало кто знает, что протяжённость дорог "Севмаша", не считая железнодорожных путей, более 50 километров. Это около 550 дорожных знаков на всей территории завода, 314 транспортных средств в его гаражах. Всем этим управляет Автотранспортный цех №20.




В 2014 году цех отметил свой 75-летний юбилей. Главным событием праздника тогда стало открытие памятника легендарной полуторке ГАЗ-АА. Макет этой машины, с которой начинался автопарк завода, изготовили на заводе в масштабе 1:3.

История завода в одном кадре:




1:3, если кто не понял :) Не пытайтесь повторить этот трюк у себя дома - застрянете :)





Железнодорожный цех




Несколько месяцев назад на завод приехали три новеньких вагона с "Уралвагонзавода" - событие для "Севмаша" не рядовое, поскольку срок эксплуатации у некоторых имеющихся вагонов заканчивается, и они не смогут больше выходить на пути общего пользования. А когда последний раз пополнялся парк, работники цеха вспоминают с трудом.





Заводские пейзажи







Столовая

Комплексный обед в заводской столовой нам обошёлся примерно в 150 рублей.





Стапельный цех - место, где рождаются подлодки

К сожалению, посмотреть на стапельный цех №55 нам разрешили только снаружи. Сейчас в нём идёт строительство атомной подводной лодки стратегического назначения «Князь Владимир» (проект 955У "Борей-А"), относящейся к 4-му поколению.




Однако, как оказалось, в Сети довольно много фотографий стапеля с "Бореем" внутри:


(источник: flotprom.ru)

И еще у Олега kuleshovoleg есть небольшой рассказ про этот стапельный цех - посмотрите.



Темп постройки подводных лодок на "Севмаше" примерно такой:
в 2008-м спустили К-535 «Юрий Долгорукий», в 2010-м сошёл К-550 «Александр Невский» и К-560 «Северодвинск», в 2013-м - «Владимир Мономах».  Сейчас строятся "Бореи": «Князь Владимир», «Князь Олег», Генералиссимус Суворов и "Ясени": К-561 «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск».   Заводские мощности загружены на полную мощь - на стапелях стоят сразу несколько лодок.



Легендарный 42й

24 сентября 1954 года на заводе, в цехе 42, была заложена первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол». Этот корабль стал третьим в мире подводным атомоходом.




Цех 42 единственный, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное - сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем могут сделать специалисты 42го.




Здесь же, на стенде сборки активных зон реакторов, создают атомное сердце всех построенных на "Севмаше" кораблей. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением и две камеры электронно-лучевой сварки.




Делали тут и опытные батискафы, и башни для перегонки нефти, и даже конструкции для исследования космоса.




От входа в 42й корпус хорошо видны стоящие у причала подводные крейсеры "Акула" - самые большие лодки в мире. Но фотографировать их запрещено. Хотя бы так, издалека, но я их увидел "вживую". Мечта сбылась на 90%. Оставшиеся 10 - на её посещение, когда-нибудь. Надеюсь.



По-моему, прекрасная экскурсия получилась.  "Севмаш", спасибо!


Еще про подводные лодки:

К-388 "Петрозаводск", проекта 671 (действующая) (Западная Лица или Заозёрск).
"Звериная" дивизия" в Гаджиево (действующие)
К-21, Лунинская подлодка, атаковавшая немецкий линейный корабль "Тирпиц" (прообраз из фильма "Конвой PQ-17") (Североморск)
С-56, самая результативная подлодка в ВОВ (Владивосток).
Подводная лодка «Б-413» в Калининграде.
Подводная лодка ВМС Испании S61, "Delfin" (Торревьеха).
Секретный объект № 825


Posts from This Journal by “На Север!” Tag

promo alexio_marziano january 21, 2013 11:00 96
Buy for 20 tokens
Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: "На уроках мы учились...". Не верю :) Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут…

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kuleshovoleg
Mar. 3rd, 2016 08:12 am (UTC)
На две подлодки больше теперь в процессе строительства :)
alexio_marziano
Mar. 3rd, 2016 08:15 am (UTC)
"Вики" не успевает за вами :)
blaster2009
Mar. 3rd, 2016 08:45 am (UTC)
Вот это экскурсия, впечатляет... я думал там вообще, мышь не проскочит, не тот что гости с фотиками:-)
alexio_marziano
Mar. 3rd, 2016 08:59 am (UTC)
а тут толпу блогеров вездесущих запустили :) Пару раз, кстати, отругали кого-то из нас за направленный куда не надо объектив :)
livejournal
Mar. 3rd, 2016 09:30 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
alex_anv
Mar. 3rd, 2016 09:45 am (UTC)
А фотки потом первый отдел просматривал?
alexio_marziano
Mar. 3rd, 2016 10:37 am (UTC)
Нет, не просматривали. Сотрудники с нами ходили и следили за направлением фотоаппарата. На переходах между корпусами и в автобусе еще нельзя было камеру расчехлять. Как и было на инструктаже сказано. Все с пониманием отнеслись.
(no subject) - angelsromanoff - Mar. 3rd, 2016 02:34 pm (UTC) - Expand
alexio_marziano
Mar. 3rd, 2016 06:52 pm (UTC)
а что за система ПУРО?
(no subject) - angelsromanoff - Mar. 3rd, 2016 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Mar. 3rd, 2016 07:01 pm (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 3rd, 2016 05:29 pm (UTC)
Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное"
Ваш пост был опубликован в блоке "Рекомендованное" на главной странице Живого Журнала
sergio_vorsin
Mar. 3rd, 2016 05:57 pm (UTC)
Везуха вам. Стапельный реально огромный. Столовка показалась небольшой для такого крупного завода. Удивило откровенно старое оборудование, в частности станки-токарный и фрезерный. Лет 30 давности. А где современные чудо-монстры станочной индустрии?
приморец
Mar. 3rd, 2016 06:28 pm (UTC)
в Чажме.
(no subject) - alexio_marziano - Mar. 3rd, 2016 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergio_vorsin - Mar. 3rd, 2016 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eevan - Apr. 22nd, 2016 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - sergio_vorsin - Apr. 22nd, 2016 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - eevan - Apr. 22nd, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
semechckin05
Mar. 3rd, 2016 07:04 pm (UTC)
Все станки наверное ещё со Сталина. Работяги хоть зарплату нормальную получают? Ощущение что всё застряло ещё в 50 ых.
Что бы написать такой пост достаточно одного человека с фотоаппаратом и мало-мальски умеющим справляться с синтаксисом. А что там делают блогеры с плакатом, зачем они вообще?
alexio_marziano
Mar. 3rd, 2016 07:24 pm (UTC)
Как я писал выше, посещение "Севмаша" было одним из пунктов программы экспедиции "На Север!", которая проходила в августе 2015го, по Архангельской области и Карелии. Оттуда и блогеры с растяжками ЖЖ и экспедиции. Фото на память.
(no subject) - semechckin05 - Mar. 3rd, 2016 08:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - semechckin05 - Mar. 3rd, 2016 08:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: всё всегда плохо! - semechckin05 - Mar. 4th, 2016 05:21 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Re: мне похуй - semechckin05 - Mar. 8th, 2016 03:55 am (UTC) - Expand
kofeman
Mar. 3rd, 2016 07:13 pm (UTC)
Экскурсия уникальная, да.
Удивление - церковь внутри с её историей.
alexio_marziano
Mar. 3rd, 2016 07:24 pm (UTC)
да, необычно так церковь заперли.
(no subject) - igor_schwab - Mar. 3rd, 2016 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Mar. 4th, 2016 05:08 am (UTC) - Expand
go_patriot
Mar. 4th, 2016 04:29 am (UTC)
Круто. Был как-то на звездочке, масштабы впечатляют. Всё нереально огромное.
alexio_marziano
Mar. 4th, 2016 05:08 am (UTC)
Распиленные подлодки, наверное, эффектнее новых смотрятся :)
(no subject) - go_patriot - Mar. 4th, 2016 09:34 am (UTC) - Expand
zlobin_aa
Mar. 5th, 2016 09:37 am (UTC)
И правда, повезло с экскурсией :-)
zavodfoto
Mar. 9th, 2016 06:14 pm (UTC)
Круть! Тоже мечтаю туда попасть. Я несколько раз им писал, но пока тишина...
windtravel
Mar. 11th, 2016 08:05 am (UTC)
очень, очень интересно!
koko_vanija
Mar. 11th, 2016 11:37 am (UTC)
Очень интересно! Спасибо.
oleg_doren
Mar. 12th, 2016 12:20 am (UTC)
Не зря старались, спасибо!
alexio_marziano
Mar. 12th, 2016 04:16 pm (UTC)
пожалуйста :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 46 comments — Leave a comment )