Добро пожаловать на малоизвестную заброшенную военную базу под Ульяновском.
Мы движемся по трассе P178 в направлении Языково, проезжаем аэропорт, Баратаевку, Арское, Погребы и перед Тетюшским сворачиваем следом за самосвалами налево, перед небольшой лесопосадкой. Гружёные чем-то КАМАЗы, движущиеся в одном с нами направлении как бы намекают, что место не такое уж и заброшенное. Но что ж, посмотрим...
Через 100 метров красивой тополиной аллеи упираемся в какой-то заводик и будку охраны. Люди в чёрном, видимо, не привыкли тут встречать гостей, поэтому сильно напряглись и выстроились перед нами. Выясняем, что часть той территории, которую мы видели на карте, занята под секретный асфальтовый заводик, который ни в коем случае нельзя фотографировать. Решили не омрачать прекрасное начало нашего автопробега и не стали настаивать на экскурсии.
Остальная часть территории оказалась доступной для осмотра, к чему мы немедленно и приступили.
Заброшенный объект оказался воинской частью ПВО, который был оснащён комплексом С-75 «Двина». Это советский подвижный зенитный ракетный комплекс, который был разработан в НПО "Алмаз" в 1957 году. ЗРК С-75 позволял бороться со всеми имевшимися в то время в мире воздушными подвижными целями. Дальность поражения целей составляла 34-43 км, а высота поражения - 3-22 км. Комплекс мог поразить летящую цель, двигающуюся со скоростью до 2300 км/ч. Во время Вьетнамской войны ими "на ура" сбивали американские "Фантомы".
По сей день им вооружены 27 стран, вроде Зимбабве, Судана, Китая и Болгарии.
Во времена СССР на этом месте как раз и стоял на боевом дежурстве полк ПВО, в состав которого входило два дивизиона С-75 (один в с.Тетюшское, другой в Мирном), радиотехнический дивизион в Поливно и само управление полка в городе Ульяновске.
Сохранилось довольно много интересных помещений, вроде вот этого, подземного:
Лестница завалена ветками и мокрой листвой - если повезет, то можно спуститься вниз гораздо быстрее.
Внизу есть сеть разветвлённых помещений. Довольно чистых, если не считать одного, самого ближнего ко входу.
В одном из них нашлась перчатка и что-то похожее на РХБЗ.
Зловещая вешалка.
В принципе, больше там делать, оказалось, нечего.
Находим вход в еще одно подземное помещение.
Там тоже ничего интересного. Что примечательно, стены сложены из больших камней, как в каком-нибудь горном ауле.
А вот и один из местных обитателей подземелья - жук-олень. Сушёный, правда. Впервые вижу его в наших краях, а живых видел в Ливадии. Эти огромные жуки летают обычно в сумерках, норовя снести вам своими рогами голову. Приятного мало, когда такая штука вонзается вам на скорости в лоб.
Жук редкий и занесён в Красную книгу - уж очень он популярен у коллекционеров. Жук-олень - самый большой жук Европы, встречаются экземпляры под 9 см.
Выходим на свет божий.
Находим гараж, в котором стояла военная техника. На стене - напоминание:
И тут неожиданная находка!
Кто-то устроил тут свалку дорожных знаков. Сейчас, когда я пишу этот отчёт, меня терзает мысль, что надо было взять парочку и приспособить куда-нибудь. А теперь кто-то заберёт их вместо меня :(
Как прекрасен вот этот знак конца дружбы!
После расформирования части она постепенно стала приходить в упадок и от небытия её спасло только то, что земля была выкуплена частным лицом у Министерства Обороны.
Сейчас один из корпусов используется под общежитие работников асфальтового завода, а остальные - под локации для игры Lasertag.
*** Еще рассказы об автопробеге "Симбирская засека":
1. Об автопробеге "Симбирская засека"
2. Красивые и загадочные места Ульяновской области (подборка самого интересного)
3. Водопад на равнине
4. Как мы в деревнях Интернет искали
5. В поисках приключений на Volkswagen Tiguan
В этой поездке нас поддержали:
Главный партнёр | Официальный дилер Volkswagen в Ульяновске | Автомобильные гаджеты | Аэровидеосъемка |
Journal information