Немного истории
Неспокойно было у южных и восточных границ Московского государства в начале XVII века. Злые кочевники грабили и уводили обозы с товаром, захватывали в плен русских людей и продавали их в рабство на невольничьих рынках Крыма и Турции. Повелел тогда царь Михаил Федорович построить Великую Русскую стену для охраны наших дальних рубежей от ногайских татар, башкир и калмыков. Более 20 лет ушло на возведение комплекса укреплений, частью которых и стала Симбирская засечная черта, построенная под руководством одного из лучших военных строителей того времени, воеводы Богдана Матвеевича Хитрово.
(Памятник Хитрово в Ульяновске)
Засечная черта представляла собой ров, глубиной 6-8 метров, вдоль которого насыпался высокий земляной вал. Он укреплялся деревянными ящиками с землёй и заостренными дубовыми бревнами. Укрепление строилось силами пяти тысяч человек: переселеными сюда пушкарями, стрельцами и казаками. Позднее, именно они и стали нести сторожевую службу вдоль всей линии Симбирской засеки.
© Пресняков М.А.
Через небольшие расстояния строились башни, с которых враг поливался горящей смолой и забрасывался горящим хворостом. В лесах же устраивали "засеки" из срубленных деревьев, широкой полосой до 200 метров. В короткие сроки были поставлены тогда и несколько деревянных острогов - Сурский, Карсунский, Тальский, Сокольский, Мало-Карсунский и крепость Аргаш.
(изображения ссылаются на источник)
© Гуркин В.А.
Баратаевка и Тетюшское
Вы могли много раз проезжать мимо остатков засечной черты, но не знать, что это она! За городом сохранились очень большие и отчетливые её участки. Самый первый - по правую сторону от дороги, сразу после выезда из Баратаевки. Этот кусок засечной черты тянется вдоль дороги на несколько километров, где в конце концов пересекает её.
Эта часть засечной линии идёт уже по полям и приводит нас к заброшенной военной базе ПВО (у села Тетюшское), о которой я уже писал ранее. Черта хорошо сохранила своё былое величие - перепады высот между рвом и валом отчётливо видны на фотографии.
На валу стоял деревянный частокол, ров по весне подтапливала вода. Там, где ров (справа) - была уже заграница, чужие земли. Вал - Московское государство.
(кликните для увеличения)
Засечная черта является историческим памятником и охраняется государством. Однако, в некоторых местах она всё же была утрачена. Это видно на аэроснимках - черта в итоге теряется в поле. Что ж, поищем её в другом месте.
Языковский лес
Следуя исторической карте, от Тагайского острога земляной вал уходил в непроходимый лиственный лес между Языково и Тагаем. На этом участке черты было 7 башен и вал подходил вплотную к речке Урень, на берегу которой был заложен Уренский острог.
Лесные участки черты в языковском лесу сохранилась в своем первозданном виде. Тут можно оценить и высоту вала, и глубину рва. Лес законсервировал это историческое свидетельство тех событий, четырёхвековой давности. Жители Языково, отправляясь в этот лес за грибами, так и говорят, что "идут за вал".
В некоторых местах вал разрывается лесной дорогой.
Урено-Карлинское
Далее, черта поворачивает на юго-запад, в направлении Карсуна. Это наиболее известный и отчётливый кусок засечной черты в Урено-Карлинском, отмеченный поклонным крестом.
Вдоль этой части на многие километры тянется просёлочная дорога, по которой даже можно добраться до самого Карсуна.
На кресте вырезан год начала постройки засечной черты, который совпадает с годом основания Карсуна - первого города в этих краях. Спустя год после Карсуна будет построена и деревянная крепость Симбирск.
Наш путь лежит в Карсун.
Карсун
На въезде в Карсун установлена деревянная башня с частоколом - копия той, что была построена тут более 300 лет назад. А в местном краеведческом музее есть даже экспозиция, рассказывающая об этом периоде Карсуна.
Город-крепость представлял собой земляное четырёхугольное укрепление с шестью деревянными башнями на левом берегу реки Барыша, недалеко от места впадения в неё реки Карсунки.
Место для строительства крепости было выбрано очень удачно - с верхней точки холма долина просматривалась на многие километры, а его крутые склоны служили естественным препятствием с трёх сторон.
(кликните для увеличения)
Но построенные укрепления как военные объекты так и не были использованы, так как освоение новых земель двинулось на юг, и передовая линия защиты оказалась в глубине государства.
Симбирск-Ульяновск
Через год после основания Карсуна и начала строительства этого участка оборонительной линии, весной 1648 года Богдан Хитрово приступил к строительству крепости Симбирска и других острогов засечной черты. На высоком и крутом берегу Волги, там, где сейчас Владимир Ильич указывает рукой в светлое будущее, был заложен город-крепость Симбирск. Он стал главным опорным военно-оборонительным и административным центром всего этого грандиозного сооружения. Сказалось тут и более удобное, чем у Карсуна, расположение на речном торговом пути.
Репродукция рисунка А. Грошева "Симбирск XVIII века" из фотоархива "РИА Новости"
Общая протяжённость сохранившихся в Ульяновской области участков засечной черты составляет более 70 километров. Её участок в 1987 году был обнаружен и на территории самого города Ульяновска, в районе улиц Толстого и Ленина.
Археологи раскопали в том месте часть сохранившегося вала, остатки сгоревшего частокола и часть рва. В 2000 году на этом месте был открыт музей "Симбирской засечной черты", который можно посетить и сегодня. На месте, где был обнаружен частокол, была построена копия сторожевой башни, на которую можно даже забраться.
В музее можно ощутить себя героем того времени, облачившись в традиционную одежду стрельцов, и взяв в руки их оружие. Одним словом, погружение в ту историческую эпоху вам гарантировано.
Продолжение черты
После возведения засечной черты, количество набегов татар и других кочевников занчительно сократилось. Видя пользу Симбирско-Карсунской черты, царь Алексей Михайлович приказал продолжить строительство оборонительного вала. Следуя указу, в 1652-1656 годах возводится и Закамская черта, первой крепостью на которой стал Белый Яр. Эта черта протянулась на 450 км до Камы.
Эпилог
Три дня нашего небольшого автопробега показались 3-мя неделями - настолько насыщенными они выдались. Даже и не думали, что в радиусе полубака горючего можно отыскать столько интересного.
А самое главное, мы смогли прикоснуться к самой глубокой истории нашего Симбирского края. В голове не укладывается, насколько грандиозное сооружение простояло тут более 360 лет. И самое поразительное, что его остатки сохранились и по сей день - их можно потрогать, по ним можно походить. Считаю, что нам есть, чем гордиться.
Спасибо, друзья!
Большое спасибо всем, кто помогал в организации нашего автопробега. Спасибо Дарье Абакумовой за идею, музею "Симбирской засечной черты" и лично Наталье Зубковой за интересную экскурсию и место старта, компании "Мотом" за прекрасный автомобиль Volkswagen Tiguan, Евгению Никонову за подробную карту с точками, Серёге Бурцеву за аэросъёмку, которая войдёт в наш фильм, Наталье Великановой за оперативно распечатанные к нашему финишу фотки, и компании "Ростелеком" с её крутым пресс-секретарём Егором Гемрановым, благодаря которому всё это и состоялось :). А так же всем-всем, кто нас встречал на маршруте.
Ну что, куда двинуть дальше? :)
*** Еще рассказы об автопробеге "Симбирская засека":
1. Об автопробеге "Симбирская засека"
2. Красивые и загадочные места Ульяновской области (подборка самого интересного)
3. Водопад на равнине
4. Как мы в деревнях Интернет искали
5. В поисках приключений на Volkswagen Tiguan
6. Заброшенная военная база под Ульяновском
7. Таинственная церковь мёртвого села Еделево
В этой поездке нас поддержали:
Главный партнёр | Официальный дилер Volkswagen в Ульяновске | Автомобильные гаджеты | Аэровидеосъемка |
Journal information