Третий день стал переломным.

Ничто так не поднимает настроение с утра на треке, как вид из окна! Ночью было ничего не видно, поэтому вид оказался приятным сюрпризом. На этом хорошие новости закончились: к больному горлу добавилась небольшая температура и воспаление в трахеи — болезнь поползла вниз по дыхательным путям.

Есть опять ничего не хотелось, поэтому решил обойтись какой-нибудь питательной горячей кашей. Выбрал в меню (и не только я) наугад "Champa Porridge". Принесли такую фигню, которую есть было невозможно. Нечто цвета и консистенции поноса, сладкое и мучнистое на вкус. Как-будто гречневую пыль заварили. Название быстро стало у нас нарицательным, и мы всю дорогу подкалывали друг на другом, рекомендуя в очередной раз заказать "чампа поридж", которая в разных лоджах "скрывалась" под другими именами, типа "Tsampa porridge" или "Tchampa porridge".
Позавтракав, собрались идти дальше. Погода чудесная, утреннее солнце хорошо согревало после холодной ночи.

Мы продолжили спуск к реке с перевала Таксинду. От одной мысли, что на обратном пути придётся тут подниматься, становилось дурно. Наверное, где-то тут и пришли мысли о самолёте из Луклы. И не у одного меня.
Идти мне было уже легче, чем вчера и позавчера. Научился работать палками, начал привыкать к рюкзаку.

Лукла была уже совсем рядом, поэтому то и дело над нами с низким гулом пролетали самолёты и "вертушки". Детская кричалочка "самолёт, самолёт, посади меня в полёт" обретала иной смысл, превращаясь в беззвучную мантру-считалочку, как в фильме "Брат-2": "Я узнал, что у меня есть огромная семья...", когда герой поднимался по лестнице на небоскрёб.

Лошади... Главное и единственное транспортное средство на этих высотах. Выше 3500 их уже не встретить, и на смену им приходят более приспособленные к высокогорью яки. Из-за животных тропа превращается в щедро унавоженный скотный двор с соответствующей резкой вонью. Там, где навоз высыхает, он превращается в тонкую пыль и забивает лёгкие, вызывая кашель даже у здоровых людей.

Лошади и яки — основа непальского газопровода.

Разминуться с "газовой" лошадью на узком канатном мостике еще как-то можно, а вот с яком такой фокус уже не пройдёт — либо пропускай, либо спрыгивай.

По пути, на привалах, покупали фрукты: сладкие мандарины в зелёной кожуре, гуаву (которую нигде больше было не найти), бананы. Еще очень часто встречали неведомый фрукт, по вкусу и виду напоминающий наш недозрелый помидор, но растущий на высоком кусте:


Это тамарилло, или томатное дерево. Блестящая кожура твердая и горькая, несъедобная, а мякоть имеет кисло-сладкий, томатно-смородиновый вкус, почти без аромата. Фрукт хорошо помогает при головных болях. А еще из него делают острый соус.
Эти тропы — дороги жизни для местных. По ним идут бесконечные караваны лошадей и людей, нагруженных не меньше животных. С детства дети народа шерпа привыкают к этим каменным ступеням.

Наконец, спустились к реке и перешли её по длинному подвесному мосту.

Ну а после спуска начинается что? Правильно — подъём! :) И опять долгий, как жизнь горца.
Дотопали до Кариколы, где Володя, памятуя вчерашний двухчасовой обед, выделил всего 30 минут на перекус. А учитывая, сколько готовятся обычные блюда в этих краях, 30 минут — это только бутылка "Фанты" и пачка кокосового печенья. Для меня еще и таблетка "Ибупрофена" — температура мешала идти.

Дорога неуклонно идёт в гору — за этот день мы набрали около 700 метров высоты. Старался не думать об этих чёртовых ступенях, представляя себя лежащим в открытом, прохладном бассейне с голубой водой. Мне кажется, я даже вслух на вдохе говорил слово "голубая", а на выдохе — "вода". Звучит странно, но это помогало. На коротких передышках успевал доставать камеру, потому что терпеть такую красоту было невозможно.

Мы поднялись с 1817 метров, где пересекли по мосту реку, до отметки 2340 в Бупсе, когда Вовка внезапно скомандовал ночёвку. Как ни странно, после 500-метрвого подъёма, у меня еще оставались силы продолжить ход, но до следующего населённого пункта мы бы не успели дойти засветло. А Володя обещал нам больше не устраивать ночных переходов. Это было ликование! В 16 часов залечь на отдых — давненько такого не было :) Первое, что я сделал, это купил маленький банан за 25 рублей, съел его, и побежал снимать окрестности, пока еще был свет.

В Бупсе было многолюдно. Большая компания шерпов устраивалась на ночлег в палатках. Впервые за 3 дня я застал вечернюю жизнь лоджей.

Рядом с нашим лоджем оказался какой-то заброшенный маленький монастырь, где я и отснял закат. Мне очень понравился его мягкий, нежный свет, который удалось передать на фото.

Табличка на древней ступе гласит: "Посетите Bupsa Gompa — исторический монастырь, основанный в 1892 году, восстановленный в мае 2003-го". Ну точно монастырь, значит. Только монастыри могут иметь красные крыши в Непале.

С площадки у монастыря открывается хороший вид на склоны окрестных гор, превращённых человеком в террасы. На этих террасах и выращивается всё то, чем тут живут.

После заката купил себе еле тёплый (но тёплый!) душ за 200 рупий (100 рублей) и выстирал в холодной воде некоторые вещи, развесив на верёвке рядом с отдыхающими лошадьми.
Хорошо поел впервые за 3 дня. На фото виден объём порций в лоджах — они достаточны для того, чтобы вдоволь наесться здоровому мужику. Некоторые блюда девушки брали на двоих. Из ассортимента — рис, картошка, макароны, бомжпакеты в разных воплощениях.

Хотите еще несколько фотографий нашего быта на треке? :)
Это хозяин нашего лоджа — горный гид со стажем. Он дважды побывал на вершине Эвереста. Весь дом увешан фотографиями его достижений: фото с Далай Ламой, фото на Эвересте, фото с сыном, который учился в Лондоне. Он довольно обеспеченный человек и почти все деньги вкладывает в образование своих детей. Здесь многие делают ставку на детей, отдавая последнее на их обучение. Знания — единственный способ выбраться из непальской нищеты.
На фото: рассказывает Ирине, как называются местные фрукты. Мандарин тут далеко не мандарин, и даже не орандж :)

Это интернет на треке. Wi-Fi есть везде на эверестовском треке. Чтобы к нему подключиться, нужно купить карточку с логином и паролем за 200-600 рупий (100-300 рублей). Она предоставляет всего 200 МБ интернета в течение недели. Это единая сеть, поэтому неиспользованный остаток в одном посёлке можно потратить в другом. Но есть нюанс: на участке до Луклы была одна сеть (Nepal Airlink), на участке от Луклы — уже другая (Everest Link). Скорость так себе, но залить пару фоток в соцсети хватало. Связь проложена направленными антеннами, поэтому при густой облачности её не бывает.

Это моя двухместная комната в Бупсе, в которой я ночевал один. Окно не закрывалось, поэтому пришлось заткнуть щели одеждой. Розеток в комнатах не делают, чтобы не повадно было заряжать что попало бесплатно. Стоит позаботиться о зарядниках, которые вкручиваются в патрон, если соберётесь.

Все туалеты на треке выглядят так. Уж получше наших деревенских лофт-клозетов. Смывать — ведром. Утром, если идешь первым, нужно еще и разбить ведёрком корочку льда в ёмкости с водой.

Типовая кухня в лодже с хозяйкой. Вот тут готовятся все далбаты, чампа пориджи, фраед нудлы и омлеты. Чай на компанию лучше заказывать в большом термосе ("биг пот").

Спать на треке обычно ложился в 18-19 часов и просыпался в 5-5:30. Никогда еще я не спал так много, но этого как раз хватало, чтобы отдохнуть после ходового дня.
Наверное, третий день можно считать днём, когда я более-менее адаптировался к нагрузкам и они меня больше не пугали. Идти стало гораздо легче и веселее. Если бы не усиливающийся с каждым днём кашель и температура...
← День 2. Джанбеси — Нунтала День 4. Бупса — Сурке →
*** Прочитайте другие рассказы об этом путешествии:
1. Как попасть на Эверест?
2. Как пройти к Эвересту?
3. Подготовка к Непалу: Фотосумка
4. Подготовка к Непалу: Солнцезащитные очки
5. Подготовка к Непалу: Битва за килограмм!
6. Приключения походного чайника в Непале
7. Снаряжение для трека в Непале: что пригодилось и как отработало
8. День 1. Джиппинг Катманду - Саллери
9. День 2. Джанбеси-Нунтала
Journal information