Настроение, как я уже сказал, было вполне прекрасное — температуры не было, кашель уже не особо досаждал, за ночь силы восстановились и я был полностью готов пробежаться очередную и последнюю "двадцатку". Кошелёк уже практически опустел и требовал пополнения — на вечер и утро денег уже не хватало. В Намче есть несколько банкоматов, но вот засада — ни один из них не работает с MasterCard, только Visa. Пришлось занять пару тысяч рупий до Катманду у Вовки.
Идти из Намче в Чеплунг очень весело — тропа идёт постоянно на спуск, и там, где несколько дней назад ты подыхал, теперь бежишь, насвистывая весёлую непальскую песенку. На выходе из Намче на тропе играла в какую-то замысловатую игру кучка местных мальчишек. В руках у них были обрезки пластиковых бутылок, обмотанные верёвкой. Видимо, это какая-то очень крутая штука, как у нас в детстве рогатки и самострелы. Потребительство и товарное изобилие убило в наших детях "самоделкиных".
На спуске к мосту Хиллари есть обзорная площадка, откуда виден Эверест. Это последняя точка, где можно сказать ему "До свидания". Ну как не сделать тут такую банальную фотографию? :)
Мост Хиллари поражает своими размерами. Лучше всего их оценивать снизу, откуда он виден, как на ладони.
Что-то невероятное.
На камнях повсеместно расклеена предвыборная агитация. С тех пор как в 2007 году в Непале свергли короля, страна раздирается на части противоборствующими политическими силами. Власть меняется каждые полгода. О каком порядке и экономическом росте может идти речь? Древний знак свастики на листовках несёт тут первоначальный, не осквернённый нацистами, смысл — приветствие, пожелание удачи и благоденствие.
Пропускаем караваны корово-яков, навьюченных добрым центнером еды, питья и товаров.
Под мостом — река Дудх Коси. Меня неоднократно посещали мысли о сплаве по ней в каком-нибудь шаре-зорбе. Шутки шутками, а ведь несмотря на экстремальный характер, по ней удавалось сплавляться. Первыми стали чехи в 1973 году. В 1991 успешно сплавился россиянин Владимир Лысенко, а в 2003-м — томич Евгений Ковалевский. Сплав по Дудх-Коси считается одним из сложнейших на планете из-за перепада реки в 70 метров на один километр и многочисленных опасных порогов.
Река подпитывается на всём протяжении ниспадающими с высоких гор ручейками.
Мы выходим из национального парка Сагарматха. Короткий привал: перекус остатками кураги, отметка на пропуском посту и перекур чистым горным воздухом.
До свидания, высокие горы! Пока, Тамсерку!
Маленькая девочка, избалованная вниманием проходящих фотографов, очень любит кривляться и позировать :) Угостил её последним зерновым батончиком с черносливом.
Проходя по одному их мостов, увидел внизу парня, сидящего на краю огромного камня в русле реки. Пока доставал камеру, он уже встал. Но всё равно получилось колоритно, на мой взгляд.
Отдыхающие молодые портеры. Деревянная клюка имеет двойное назначение: на неё опираются при ходьбе и её используют как подпорку под корзину на коротком привале, чтобы не снимать с себя весь груз.
Вот так:
Школьники идут в школу в соседний посёлок. Как я уже писал, ходить приходится далеко.
Будет тяжело расставаться с гималайскими пейзажами.
Женщина несёт на себе скошенную траву для домашней скотины.
Маленький буддийский монастырь на скале. Даже не представляю, как туда добираются.
Переносимые шерпами грузы иной раз заставляют усомниться в законах физики. Два больших офисных кресла на металлическом шкафе. И обратите внимание на обувь. Конечно же, все портеры через какое-то время начинают страдать от заболеваний шейных позвонков — там просто дикая компрессия. И всё это за $10 в день, если повезёт с работой. Если не наймёшься портером к иностранцу, понесёшь более тяжёлый груз вообще за копейки.
Дети шерпов носят грузы примерно с 12-13 лет. В бедных семьях случается, что и с 8-9 лет, включая девочек. Большинство людей, начавших работать портерами на тропе, заканчивает жизнь в той же профессии. Продолжительность жизни весьма невысока — около 40 лет. Шерпы — пример стойкости и выносливости. Когда вам будет тяжело — вспомните про шерпов.
Тем временем, мы прошли Чеплунг и вышли на затяжной подъём к Лукле. Вон она, где-то там, на холме, за поворотом.
Последний километр я шёл уже из последних сил, вновь проклиная горы и чёртовы бесконечные ступени. Спасали лишь короткие остановки и виды, которые я еще не фотографировал. Монахи в монастыре затянули опять какую-то монотонную мелодию на трубах, которая через полчаса начала уже раздражать.
Наконец, впереди замаячили легендарные ворота Луклы с зелёной аркой! Я собрал последние силы и волю в кулак, набрал скорость и обогнал группу, придя в финишу первым : ) А как иначе — фотограф всегда должен пересекать финишную черту сбоку первым, что бы запечатлеть момент окончания гонки участниками соревнований :) Мы это сделали! Мы прошли супер-трек в 200 км от Саллери до Кала-Паттар и Луклы за 10 с половиной дней!
Лукла! Вот ты какая! Как я мечтал тут оказаться : ) Где-то тут нас ждали ребята, которые пару дней назад улетели из Туклы на вертолёте.
Из окошек нам приветливо машут местные жители. Они тоже рады вместе с нами. :)
Парни играют в аэрохоккей на посыпанной мукой большой доске.
В Лукле уже цивилизация и низкие цены на всё. Все товары доставляются сюда по воздуху и наценки за труд портера пока еще нет. Отсюда стартуют навьюченные мешками шерпы и яки.
Лукла очень красива! Мы поселились в лодже с потрясающим видом на горы и долину.
Каждые 10 минут мимо пролетали вертолёты и самолёты — это авиационная столица Гималаев. Садовая изгородь из самолётных дверей наталкивала на некоторые мысли, ведь местный аэропорт считается одним из самых опасных в мире. Завтра нам предстоит его испытать.
Мы встретились с ребятами, все вместе поужинали и разошлись по комнатам. В тот вечер я думал, что вряд ли захочу сюда еще раз вернуться — в эти спуски и подъёмы и пыль дорог. Как я тогда ошибался! Уже утром на следующий день возникло смутное ощущение, что мне хотелось бы побродить в этих горах еще немного. А дома я уже вовсю скучал по Гималаям и думал о том, что когда-нибудь выберусь сюда на другие треки, в район Аннапурны и Гокио. Так зарождается неизлечимая "непальская болезнь", за которую я и благодарен "Русским Бульдозерам". Это был славный поход!
Конец.
← День 10. Фериче — Намче
*** Прочитайте другие рассказы об этом путешествии:
1. Как попасть на Эверест?
2. Как пройти к Эвересту?
3. Подготовка к Непалу: Фотосумка
4. Подготовка к Непалу: Солнцезащитные очки
5. Подготовка к Непалу: Битва за килограмм!
6. Приключения походного чайника в Непале
7. Снаряжение для трека в Непале: что пригодилось и как отработало
8. День 1. Джиппинг Катманду - Саллери
9. День 2. Джанбеси-Нунтала
10. День 3. Нунтала-Бупса
11. День 4. Бупса — Сурке
12. День 5. Сурке — Джорсалле
13. День 6. Джорсалле— Тенгбоче
14. День 7. Тенгбоче — Дингбоче
15. День 8. Дингбоче — Лобуче
16. День 9. Лобуче — Фериче
17. День 10. Фериче — Намче
Journal information