«Как же всё-таки у нас круто!» :)
Императорский мост
Начнём с Императорского, или «Старого моста». Кстати, вы знали, что у него есть и пара других, малоизвестных имён: мост Свободы и Симбирский? Его первая, железнодорожная, часть была построена еще в 1916 году.
фото из архива
А в 1958-м была пристроена и автомобильная часть. Длина надводной части — 2089 метров. За свой век (практически ровно сто лет) мост пережил 3 серьёзных инцидента. Первый случился в 1914 году, когда мост был еще на этапе строительства. Загорелись леса, что привело к обрушению третьей фермы. Повреждены оказались также первая и вторая.
фото из архива
Второй инцидент был связан с крупным оползнем Симбирской горы год спустя (да, не везло строителям). А третий, самый жуткий, случился ночью 5 июня 1983 года. Теплоход «Александр Суворов» на полном ходу зашёл в несудоходный шестой пролёт Ульяновского моста и рубкой задел конструкцию. Удар был такой силы, что пролётом срезало рубку, кинозал и дымовые трубы. В это время на верхней палубе гремела дискотека, и было много людей. Но беда не приходит одна — в это же время по мосту следовал грузовой поезд из 53 вагонов, со скоростью 70 км/ч. В результате удара сошли с рельсов 11 вагонов, гружёных углём, зерном и брёвнами. Часть этого груза упала на теплоход, значительно увеличив число жертв. Погибло в ту ужасную ночь не менее 176 человек.
В память об этой трагедии на бетонной дамбе моста позже был установлен чёрный железный крест и кусок покорёженной конструкции. В 2003-2010 годах были заменены на новые все дореволюционные пролёты моста и укреплены его опоры. Существует городская легенда, которая гласит, что в одну из опор первые строители моста замуровали большую серебряную памятную плиту.
Императорский мост является режимным и особо охраняемым объектом. Пешеходное движение по нему запрещено. Хотя на моей памяти был один случай в 90-х, когда из-за сильной метели было перекрыто движение, и людей пускали на мост, чтобы они могли попасть домой. Подъезды к мосту охраняются вооружённой охраной, на дамбе находятся здания мостотряда, где посменно живут и работают мостовики. У них есть своя площадка для игры в пляжный волейбол, плац, и другая инфраструктура для автономного существования. Отличное место, чтобы переждать зомби-апокалипсис. А еще мне иногда снится сон, будто я иду с другими жителями по полуразрушенному и полузатопленному мосту на другую сторону, и волны в некоторых местах захлёстывают меня с головой.
На территории также держат служебных собак, которых тренируют на специальной площадке. Сверху виден образцовый порядок и чистота.
Левый подъезд к мосту тоже круглосуточно охраняется людьми с автоматами Калашникова.
До 2009 года Старый мост был единственной дорогой, связывающей левобережную и правобережную часть города. Если на мосту случалась авария, то для многих жителей этого оборачивалось мини-катаклизмом.
А когда мост перекрывали на ремонт дорожного полотна, то жизнь в городе становилась в разы сложнее. Попасть на другую сторону можно было только на поезде, который курсировал между берегами по расписанию. Некоторые мои знакомые тогда познали, что такое «свадебный поезд». Это когда тебе надо ехать в ЗАГС жениться, а автомобильный мост перекрыт.
Императорский мост является одним из главных символов города, наряду с Мемориалом Ленина и гостиницей Венец. Ульяновские мосты — неотъемлемая часть жизни каждого горожанина и гостя города.
Президентский мост
Город вздохнул с облегчением, когда в 2009 году открылся второй мост через Волгу.
Новый мост был назван Президентским, потому что на официальной церемонии открытия присутствовали президент России Дмитрий Медведев и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Его пригласили, так как в решении о строительстве моста принимал участие его отец Гейдар Алиев, на тот момент — первый заместитель председателя правительства СССР. Но фактическое открытие состоялось за 11 дней до официального. И опять причиной стала техногенная катастрофа. Вечером 13 ноября 2009 года в Ульяновске начали взрываться склады с крупными боеприпасами ФГУП «31 Арсенал» Министерства Обороны РФ. Так как подъездные пути к старому мосту оказались в зоне поражения, Императорский мост перекрыли и экстренно открыли движение для машин «скорой помощи» и городского транспорта по «новому» мосту. Утром его вновь закрыли.
Мост начали проектировать в 1980 году, поэтому можно считать его моим ровесником. Но, к сожалению, период стройки попал на времена разрухи и закончить его смогли только 29 лет спустя. Примечательно, что строить его начали с середины. Поэтому долгое время посреди реки стояло несколько пролётов, отрезанных от берега. В 00-х в СМИ гуляли шуточные предложения устроить на них тюрьму, типа «Алькатрас». Но мост общими усилиями достроили. Его стоимость в ценах 2008 года составила 38,4 миллиарда рублей.
источник фото: misanec.ru
Длина Президентского моста (надводная часть) — 5825 метров. А общая длина мостового перехода — 12 970 метров. Многие путают эти понятия и считают, что только надводная часть составляет 13 километров, но это не так. Этот мост долгое время был самым длинным в России до строительства Крымского моста (16,8 км). Но и сейчас он остаётся одним из длиннейших мостов Европы.
Практически всё детство мы с мальчишками бегали на стройку моста. С пирсов, которые были предназначены для погрузки пролётов на понтоны, мы ныряли в Волгу и ловили с них на «косынки» и «телевизоры» сентю (уклейки) и ершей. Эти пирсы остались до сих пор. Правда, с них были срезаны рубки диспетчеров, откуда выполнялся контроль за погрузкой. В этом районе («Мостотряд») для строителей моста и их семей были построены временные дома-бараки, которые, как водится на Руси, стали для них постоянными.
Перепад высот между левым и правым берегом составляет около 50 метров, поэтому мост с определённых ракурсов похож на большой трамплин.
Максимальная высота моста у правой части — 60 метров.
Президентский мост — двухъярусный. На нижнем ярусе изначально планировалось сделать двухстороннюю линию для скоростного трамвая. Но, учитывая современные приоритеты правительства, и то, сколько лет строилась первая очередь моста, об этой утопии можно было не упоминать.
Мост выглядит очень современным. Кажется, что это где-то далеко, в заморских странах. Тёмный, насыщенный цвет волжской воды не выдаёт в ней речную.
В отличие от старого, на новом мосту разрешено велосипедное движение по обочине. Но любые остановки на нём, как и под мостом, запрещены. Однажды мы потеряли винт на моторной лодке и встали аккурат под левой частью моста. Реакция охраны не заставила себя ждать — нам дали минуту, чтобы мы убрались за пределы охраняемой зоны. Пришлось налегать на вёсла.
При строительстве Президентского моста были использованы новейшие технологии, которые до той поры не применялись нигде в мире. К примеру, при бетонировании буровых свай делали сухой сброс бетона на глубину 25 метров, что привело к изменению строительных норм и правил. И впервые в качестве фундаментов были использованы сваи диаметром 2,75 метра с утолщением в нижней части до 5 метров.
В зимнее время скорость проезда по мосту ограничивается до 60 км/ч. В летнее — до 90 км/ч, так как мост выведен за пределы населённого пункта.
Новый мост значительно разгрузил транспортный коллапс между берегами и продлил ресурс старого моста, так как по нему теперь запрещено транзитное движение большегрузов.
Сверху правый берег с мостом кажется каким-то кусочком Западной Европы.
Если закрыть глаза на всё тот же оползень Милановского, в которой медленно сползают дома северной части города.
У нас очень красивый город в части природы и мостов, правда же?
В следующий раз полетаем над еще одной частью города. Пока не скажу, над какой. Там тоже нашлось много всякого-интересного :)
© Алексей Мараховец
Использование (перенос на другой ресурс, репост, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
*** Прочитайте другие рассказы о Нетипичном Ульяновске:
1. Лопасти для ветряков: грузовой порт Ульяновска сверху
2. Необитаемый Пальцинский остров
3. Оползень Милановского, Политех и обманутые дольщики
4. Центр, Ленин, Пионер-парк и Свияжское болото
5. Новый город, Центральный, Грин-парк и новостройки у кладбища
6. Ночной город, мосты и выжигатель мозгов
7. Нижняя Терраса, дамба и разруха патронного завода
Journal information