alexio_marziano (alexio_marziano) wrote,
alexio_marziano
alexio_marziano

Categories:

Зачем турки выкалывали глаза святым?

ВНИМАНИЕ: Это пост об исторических фактах и он не
призван разжечь какую-бы то ни было рознь.
Если вам так показалось, то прочтите это еще раз.

Мы не сразу отыскали эту маленькую пещерку, в которой, по свидетельствам, должна была быть церковь. Монахи, построившие её 1000 лет назад, выбрали хорошее место, надёжно укрыв свою святыню от глаз захватчиков. Выбрав высокую горку, я залез на неё и осмотрелся. В 200 метрах я заметил небольшую тропинку, уводящую вглубь туфовых лабиринтов. Наверное, это то, что нужно. Через несколько минут тропинка привела к холму, на вершине которого виднелись характерные рукотворные ниши. Нашли!




Среди слепых ниш зияла одна чёрная дыра — вход в пещеру, закрытый наполовину туфовыми блоками правильной формы. Я перелез через них и ...




... моему взору предстало просто потрясающее зрелище!




Все своды и стены пещеры были покрыты прекрасно сохранившимися фресками!   Росписи не тронуло время, потому что церковь несколько веков была запечатана. Да и сухой, континентальный климат Каппадокии способствовал их сохранности.

Но что случилось с лицами на фресках?  Почти у всех людей, изображённых на них, напрочь были стёрты глаза, носы и губы.  А произошло вот что...




В период, когда это место заселяли ранние христиане (с VI по IX век), в окрестностях одного только Гёреме было более 400 церквей, выдолбленных в мягких скалах и вырытых в земле.




Аскетичная жизнь в таких кельях вдали от крупных городов и наедине с суровой природой привлекала монахов. Количество пещерных церквей росло в геометрической прогрессии.




Вся Каппадокия оказалась изрыта пещерами и подземными городами, в которых устраивались церкви, скиты и кельи. Дошло до того, что места для всех стало не хватать и тогда строительство монастырей в Каппадокии запретили.




«Золотой  век» росписей в Каппадокии пришёлся как раз на XI столетие, когда и была построена эта церковь. Именно тогда Византия начала испытывать сильный натиск со стороны своих ближневосточных исламских соседей и в конце концов утратила Каппадокию, уступив её туркам. Христиане, населявшие этот регион, подверглись гонениям, монастыри пришли в упадок и были разорены.




Но монахам было не привыкать, ведь на протяжении многих веков Каппадокия подвергалась налётам иноземных захватчиков. Местое население, не способное оказывать вооружённое сопротивление, для выживания использовало стратегию пряток в тайники — пещеры и подземные города.




Сложный гористый рельеф местности сильно осложнял задачу карательным отрядам. Да и прятаться христианам не составляло большого труда — по тревоге они просто закладывали небольшой вход в пещеру, которая могла быть очень вместительной. По этой же причине труднодоступности, Каппадокия стала прибежищем большого количества политических эмигрантов в эпоху иконоборчества.




Но всё же большинство пещерных церквей было обнаружено и уничтожено. Какие-то полностью разрушили, а в каких-то просто сбили росписи. Некоторые церкви турки приспособили под свои хозяйственные нужды. И лишь немногие стали музеями.




Есть одна отличительная особенность росписей пещерных церквей — практически у всех святых на них испорчены лики. В частности, полностью затёрты и выколоты глаза. Многие источники утверждают, что это дело рук османов-фанатиков.




Известно, что важнейшее значение в иконе имеют глаза. На древних иконах их писали крупно, как бы широко раскрытыми.




Османы, захватывавшие христианские земли, «ослепляли» фрески, выбивая им глаза. Это было равносильно убийству образа — лишаясь глаз, он лишается своей силы и перестаёт влиять на жизнь живых людей. Это было самым настоящим проявлением ксенофобии в те времена.




Новые хозяева Каппадокии должны были полностью уничтожить христианские фрески, но лишь благодаря лени фанатиков некоторые росписи дожили до наших времён хотя бы в таком виде.




Изображения святых просто лишились глаз, носов и губ.




В этой церкви глаз лишились не все образы.




Однако, у некоторых полностью стёрта голова. Видно, с каким усердием это было сделано у Иисуса.




Фрески поистине уникальные.





Кроме сакрального смысла, эта пещерная церковь являлась еще и источником питьевой воды. В современных терминах, это был надёжный бункер, в котором можно было переждать опасность на протяжении длительного времени! Этот источник использовался и другими церквями, которые находились поблизости.



Я исследовал и саму цистерну — на дне до сих пор есть вода!


Сухой и горячий ветер с пылью обжигал лицо. Мы стояли на вершине какого-то холма посреди совершенно безлюдной местности и пытались представить, сколько еще загадок хранят эти горы.



И что где-то в Каппадокии ждут своего открытия другие подземные города с сохранившейся утварью, неиспорченными росписями и неразграбленными древними захоронениями.


© Алексей Мараховец
Использование (перенос на другой ресурс, репост, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.


*** Прочитайте другие рассказы о Турции:
1. 6 точек для панорамной фотосъёмки в Стамбуле
2. Стамбульские цистерны. Бесплатно, без SMS
3. Где находится Трюфельный город?
4. Заброшенный дом с привидениями на Принцевых островах

* * * А здесь другие рассказы о заброшках со всего мира.

Tags: Каппадокия, Турция, заброшка, искусство, история
Subscribe

Posts from This Journal “Турция” Tag

promo alexio_marziano january 21, 2013 11:00 96
Buy for 100 tokens
Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: "На уроках мы учились...". Не верю :) Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments