Отработка стрельб с «Шилок», зениток и ПЗРК шла на Вустрове и днём, и ночью. Во время учений перекрывались огромные сектора Балтийского моря. Суда и самолёты НАТО постоянно находились поблизости, пытаясь по крупицам собрать хоть какую-то информацию о том, что происходит на этом клочке земли. Во что сейчас превратилась одна из самых засекреченных частей СССР в Германии, и почему местные жители не дают ничего с ней делать — читайте далее...

Тёплый берег Рерика и запретный Вустров
Ласковые лучи закатного солнца освещают и согревают осенний балтийский пляж. Рерик — типичный курортный немецкий городок на 2000 жителей: старые дома, брусчатка, небольшая кирха, уютные ресторанчики, пирс, уходящий далеко в море.

Летом пляж заполнен отдыхающими, но сейчас пустоват. Лишь несколько рыбаков пенсионного возраста, да прогуливающиеся по влажному песку пары с детьми. Пляж в Рерике длинный — можно долго идти, мечтая о чём-то хорошем, вдыхая свежий морской воздух. Идти до самого Забора...

До Забора, за которым начинается другая, Запретная территория, куда не ходят. За Забором — огромный полуостров, в густом лесу которого затерялся город-призрак, оставленный жителями 25 лет назад. И таблички, предупреждающие об опасности самоподрыва — не простые страшилки. Эта земля действительно хранит неприятные сюрпризы, которые как кость в горле у её владельца.

Добро пожаловать

Элитная база немецких войск
До 1930-х годов на полуострове размещались сельскохозяйственные угодья многочисленных владельцев. Земля переходила из рук в руки, и последним её собственником стал Ханс фон Плессен, купивший участок вместе с красивым и огромным домом в 1925 году. Но уже в 1933 году ему поступило предложение, от которого нельзя было отказаться. Покупателем оказался Рейхсвер (вооружённые силы Германии). Плессену за полуостров предложили 1,4 млн. марок и сделка состоялась.

На Вустрове обосновалась самая крупная противовоздушная (Flakartillerie) артиллерийская школа FAS I. К 1937 году на полуострове стояло уже 180 зданий, в том числе крытый бассейн, который в то время был самым современным бассейном в Германии. Трёхэтажные дома с подвалом для семей военнослужащих спроектировал сам Генрих Тесенов — известный немецкий архитектор. Посёлок получил название «Рерик Запад» — образцовый военный городок того времени, шедевр немецкого «орднунга».

6 апреля 1934 года на Вустрове впервые испытали противовоздушную 7,5-см пушку Flak L/60. На учениях даже как-то поприсутствовал сам Адольф Гитлер с Муссолини — есть видеосвидетельства. В дальней части полуострова построили аэродром и ангары для самолётов, госпиталь и дом отдыха для пилотов Люфтваффе.

В конце Второй мировой войны Вустров стал перевалочным пунктом для немецких подразделений, перебрасываемых в Берлин для защиты города. Убегая от наступающей Красной Армии, многие жители и солдаты покинули полуостров. 2 мая 1945 года командир Деквитц без боя передал Вустров советским войскам.

Советский полигон
Последних оставшихся жителей полуострова попросили покинуть его, и в 1949 году Вустров оказался изолирован от внешнего мира. Высокий забор с колючей проволокой на узком перешейке, уходящий краями далеко в море, отрезал полуостров от внешнего мира. Так началась 45-летняя история советского гарнизона. Более 3000 военных и их семей разместились в бывших немецких казармах и домах. Часть объектов взорвали — на их месте и сейчас можно увидеть длинные котлованы с нависшими по краям козырьками из армированного бетона, толщиной в 2 метра. А в некоторых местах встречаются металлические люки размером с небольшую комнату. Когда-то они открывались гидроприводом, но потом их затопили под самый верх. Что было под люками — уже мало кто знает, да и вся история с ними сильно обросла легендами про подземный авиазавод. Но на то, что под Вустровом что-то было, указывают уходящие из обрывистого берега в море бронекабели, толщиной в 15-20 см.

Вместо старых немецких казарм построили новые. Появилась школа, универмаг, больница. Контакты жителей гарнизона с местным населением были сведены к минимуму. Они ограничивались лишь совместными учениями с Народной армией и участием отдельных граждан Германии в главных советских праздниках.

На полуострове базировались танкисты, небольшие морские части, подразделения разведки. И со всего ГСВГ сюда приезжали зенитчики для проведения боевых стрельб и пусков ракет, которые производились даже в купальный сезон, невзирая на присутствие неподалеку отдыхающих.

Пляж нудистов в Рерике
Рассказывают, что был даже случай, когда ракета попала в гражданскую машину. Бывало, ракеты ошибались курсом и улетали в соседний город Росток, падая там на немецких огородах. На месте старого аэродрома разместили макеты самолётов, по которым тоже отрабатывали стрельбы.
Советские зенитчики практиковались на Вустрове в поражении движущихся воздушных целей из ЗУ, ПЗРК и ЗСУ 23-4 «Шилка».

Целями служили большие конусы, привязанные к самолёту прочным стальным тросом. ИЛ-28 взлетал с аэродрома Пютниц возле Рибница-Дамгартена (где я побывал накануне) и делал над полуостровом большой полукруг. К конусу прикреплялся горящий трассирующий боеприпас, на тепло которых и наводились ракеты «Игла». Также стреляли из зениток по снарядам, запущенным с «Катюш».

Последние залпы прогремели на Вустрове в 1992 году. Через год семьи военнослужащих потянулись длинными поездами домой, в Россию. К маю 1994 года Вустров полностью опустел. Жители Рерика наконец могли вздохнуть свободно — больше никаких танков у дома и свиста реактивных истребителей над головой.

Demilitarized Zone
Размещение полигона на полуострове нанесло большой ущерб его экологии. В 1998 году Вустров был продан Duren Fundus Group — компании, занимающейся элитной недвижимостью, которая и владеет им до настоящего времени. Инвестор вынужден был потратить еще миллионы евро на демилитаризацию земли, очистив её от неразорвавшихся снарядов. Земля между домами полностью изрыта в поисках металлических предметов. Оставшиеся ямы заросли высокой травой, что сделало перемещение вне дорожек затруднительным — легко вывихнуть или сломать ногу.

В планах Duren Fundus Group было строительство пристань для яхт, поля для гольфа, конюшен, гостиниц и домов для размещения 2000 человек. Но начавшаяся стройка была остановлена местными жителями, которые посчитали, что увеличившийся туристический трафик через Рерик пагубно отразится на их спокойной жизни. Они перекрыли подъездные пути к Вустрову и стройка была заморожена. А в 2004 году инвестор закрыл свободный доступ в заброшенный город, поставив на въезде свою охрану. Наверное только благодаря этому дома Вустрова практически не пострадали от рук вандалов и сохранились в том виде, в котором и были оставлены, если не считать следов разрушительного времени.

Бдительная охрана периодически патрулирует территорию и в случае необходимости может вызвать полицию. На местных порталах периодически мелькают заметки, что очередные лазутчики провели свой вечер в рериковской «кутузке».

За 25 лет лес полностью поглотил город и военные казармы. Когда-то на полуостров были завезены свиньи, которые свободно перемещались по территории и спаривались с дикими кабанами, живущими там. Гибриды-полукровки до сих пор бегают по этому лесу. Сейчас на острове живёт множество видов птиц. Вустрову дали статус заповедника-заказника и рассматривают как лесной резерв, которым можно компенсировать вырубки в других местах.

Диких животных тут хватало и при жизни гарнизона. Военные вспоминают:
«...На территории автопарка была большая мазутная лужа. На неё весной в 1987 году сели лебеди. Один из наших бойцов прибежал из парка в панике: что делать? Вот этих грязных лебедей мы ночью и переносили с обрыва в море. Но перед высадкой их на воду пришлось ломать лёд — благо вода солёная, и лёд хрупкий. Носили черных, грязных, но через пару недель они очистились и все выжили. В один из дней мы пришли, а лебедей нет — улетели. Кормили их с рук, они стали практически ручными...»

Прогулка по Рейвенхольму
Практически во все дома можно свободно войти через окно на первом этаже или подвал. В одном их них сохранились стеллажи для банок с соленьями.

Это подвальное помещение использовалось как склад.

Кое-где сохранились даже коммуникации с датчиками давления.

Но в основном тут везде старый, гнилой хлам.

На первом этаже располагалась общая кухня и подсобные помещения.

Каким-то чудом сохранился даже старый духовой шкаф.

На втором этаже — большое помещение с кафельной плиткой, уложенной поверх досок. И окнами, выходящими на море.

Находиться на верхних этажах уже очень опасно. Доски прогнили и местами проваливаются. Это еще одна причина, по которой на полуостров закрыт доступ.

В немецких источниках Вустров упоминают как «город-сад». А ведь так и есть — красивые дома с черепичной крышей просто утопают в разноцветной осенней листве деревьев.

Красивая лестница с деревянными перилами ведёт на третий этаж. Но подниматься на него уже не рискнул. Вода с крыши попадает на пол, и доски там могут просто не выдержать моего веса.

Старые ступени делались на века. В отличие от половых досок, они еще очень крепки.

Санузел в одной из квартир.

Сохранились металлические умывальники и электрическая розетка с настенным кафелем.

Еще кухня.

В каждой квартире была установлена печка с газовым отоплением. Наверное, это самое красивое, что можно встретить здесь. Некоторые печки, как эта, украшены изразцами.

Другие выглядят попроще:

В иных квартирах они совсем маленькие.

Встречаются даже вот такие переносные «буржуйки» для готовки:

Судя по надписям на облицовке этой печки, здесь бывали те, кто раньше жил на Вустрове. «Прощай, Балтика...»

А здесь сохранилось большое количество мебели. Места в контейнерах было не много, поэтому брали только самое необходимое, зачастую оставляя диваны, столы и пианино.

И даже телевизоры.

Это кресло укрыли все 7 слоёв обоев, которые сползли со стены.

Очень интересные артефакты нашлись на стенах, под обоями. Газеты датируются ноябрём-декабрём 1986 годом. Чернобыль уже случился, но в прессе о нём старались не упоминать. Газеты полны советской пропагандой и критикой «западных партнёров».

Солнце уже давно скрылось за горизонтом, и на улице стало быстро темнеть. До отеля нужно было отмотать еще 200 километров, поэтому я решил, что на сегодня исследований достаточно. Я даже не дошёл и до центра городка, настолько огромна территория гарнизона на Вустрове. Домов очень много, и на каждый уходит много времени. А еще есть казармы, штаб, пункты управления и наблюдения. А еще дальше — затопленные помещения, взорванные немецкие сооружения. Но там же, на удалённых территориях, по-прежнему ждут своего счастливчика проржавевшие боеприпасы, готовые яркой вспышкой напомнить рериковцам о том, что рядом с ними всё тот же загадочный и Запрещённый Вустров.
«Мы не ходим в Рейвенхольм...» (слоган из игры Half Life 2)
---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
*** Еще про заброшенные советские базы за пределами России:
1. Божи Дар в Миловице: Припять без радиации
2. Города-призраки: аэродром Дамгартен (Пютниц)
Journal information