Но навсегда ли?

Аральское море начало медленно высыхать в 1960 году. Оно пополнялось только реками Сырдарья и Амударья, но воду из них начали забирать на орошение хлопковых полей, количество которых при Брежневе сильно увеличилось. Власти знали о надвигающейся экологической катастрофе, но стране нужно было сырьё для текстильной промышленности. О проблеме умалчивали и старались не думать.

Консервы Муйнака
На южном берегу Аральского моря в 30-х годах XX века появился рыбацкий посёлок Муйнак, который спустя 30 лет вырос в настоящий город. С 60-х до 80-х годов там был порт, в который местные рыбацкие шхуны регулярно привозили свой улов — более 20 различных видов рыбы. Она доставлялась на городской рыбоконсервный комбинат, который был единственным крупным градообразующим предприятием. Муйнак жил морем, жил рыбой.

Уже в 80-ых годах Аральское море ушло от города Муйнак почти на 50 км. Солёность воды увеличивалась, убивая морскую живность. Дольше всех продержалась черноморская камбала, приспособленная к жизни в соленой морской воде и завезенная сюда еще в 70-е годы. Но к 2003 году в Большом Арале исчезла и она, не выдержав солености воды более 70 г/л — в 2-4 раза больше, чем в привычной для нее среде.

Улов рыбы упал с 60 тонн до 14 тонн, а в 1984 вылов в море и вовсе прекратился. Чтобы не дать совсем остановиться рыбоконсервному комбинату, его работа поддерживалась искусственно за счёт привозной рыбы, которую привозили со всего СССР и с Балтийского моря в частности. Но такая схема прожила всего 6 лет — в 1990 году комбинат был закрыт.

Сухая смерть
С 1960 по 2008 годы уровень воды море упал на 30 метров. Это высота 10-этажного дома.

На месте моря образовалась песчано-соляная пустыня Аралкум площадью в 5 миллионов гектаров. И в песке этой пустыни таится опасная угроза всему живому. За годы бурной сельхоздеятельности в Узбекистане реки Сырдарья и Амударья в море с полей сносили тонны пестицидов и ядохимикатов. Став частью морского дна, сейчас они песчаными бурями разносятся в радиусе 500 км.

Бикарбонат натрия, хлорид натрия и сульфат натрия переносятся по воздуху и уничтожают или замедляют развитие естественной растительности и сельскохозяйственных культур.

Яды стали причиной частых заболеваний местного населения: амения, рак гортани и пищевода, глазные и респираторные болезни.

Каждый год со дна Арала ветрами поднимается свыше 70 миллионов тонн соли. Её следы обнаруживают по всему земному шару: в крови антарктических пингвинов, в лесах Норвегии, и льдах Гренландии.

Но и это еще не всё.
В Аральском море когда-то был остров Возрождения, на котором с 1942 по 1992 год действовал советский военный биохимический полигон «Бархан». На нём проводились исследования и разработка бактериологического оружия. Возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных. Кто знает, какие образцы могли попасть в воду или почву и разнестись ветрами по округе?

Корабли пустыни
У портовой набережной Муйнака до сих пор остались стоять суда. Они больше никогда не выйдут в море. Часть их них давно распилили на металлолом, а часть оставили для истории. Вокруг самого большого участка кладбища начали строить бетонные дорожки. Зря — без них было лучше.

Корабли — словно артефакты иной, высокоразвитой цивилизации.

Вряд ли маленькие дети, играющие на ржавых остовах шхун, догадываются, для чего они тут и как появились. Они всегда тут стояли.

Когда-то у этого синего заборчика стояли люди и любовались морем. Сейчас можно полюбоваться только его дном — огромной пустыней. И если вам покажется, что где-то вдали вы видите воду — забудьте — это мираж и белые кристаллы соли, играющие с вашим воображением.

Возрождение
Полное восстановление Аральского моря невозможно. Для этого потребовалось бы в четыре раза увеличить годовой приток вод Амударьи и Сырдарьи по сравнению с нынешним средним показателем.

Чтобы этого добиться, нужно перестать орошать поля и начать выращивать менее влаголюбивые культуры. Но Узбекистан и Туркмения не собираются отказываться от хлопка, экспорт которого приносит государственной казне существенный доход.

Страны Средней Азии очень зависима от рек Сырдарья и Амударья, и не могут себе позволить перестать пользоваться этими водными ресурсами. Главы этих государств сделали вывод, что проще пожертвовать Аральским морем, чем искать альтернативные пути орошения полей.

В отличие от Узбекистана, Казахстан предпринял ряд мер по спасению своей части моря. Была построена Кокаральская плотина, в результате чего Малое море начало наполняться, в нём появилась рыба. Уровень воды в Северном Арале вырос на 12 метров по сравнению с самым низким его уровнем, зарегистрированным в 2003 году, солёность уменьшилась.

Расстояние от Аральска до моря сократилось со 100 до 25 км. Но вместе с этим, дамба остановила приток вод Сырдарьи в Южное море и ускорила его высыхание. Оно разделилось на Восточный и Западный Арал.

Сейчас Муйнак переживает второе рождение. В 2017 году при новом правительстве Узбекистана появилась водопроводная линия Кунград — Муйнак длиной в 101 км. До этого момента в городе отсутствовал постоянный источник водопроводной воды.

На бывшем морском дне геологоразведка нашла газ очень высокого качества, и сейчас тут уже разрабатываются несколько месторождений.

В январе 2019 года президент Узбекистана принял решение создать в Муйнакском районе международный туристический кластер. В планах превратить Муйнак в современный городок со спортивными сооружениями, больницами, школами, торгово-развлекательными комплексами, гостиницами и аэропортом. В городе уже сейчас вовсю идёт стройка — паспорта объектов подтверждают намерения.

Построили «Маяк Муйнака», который стал новой достопримечательностью. Рядом есть кафе с видом на высохший Арал. Стоят несколько юрт, которые можно взять в аренду на время.

В феврале 2019 года инвесторы из ОАЭ предложили открыть в Муйнаке казино. Несмотря на то, что С 2007 года в Узбекистане запрещены игорные заведения, власти готовы рассмотреть это предложение. Вполне реально, что тут будет создана особая игорная зона, как в России.

Ученые говорят, за 10 тысяч лет море меняло свои границы 9 раз. Есть гипотеза, что вода из Арала переливается в Каспий. На дне высохшего моря находят остатки деревьев, росших когда-то на этом месте. Возможно, текущее высыхание Арала — очередной этап в его жизни. Возможно даже, что когда-то его воды вновь омоют бетонную набережную Муйнака. Но об одном можно сказать наверняка: мы этого уже не застанем.
---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
*** Прочитайте другие рассказы о поездке по Средней Азии:
1. Мама Азия: Четыре с половиной страны за 3 недели
2. Застрявшие в Босжире. День 1
3. Застрявшие в Босжире. День 2
4. Застрявшие в Босжире. День 3
5. Застрявшие в Босжире. День 4. Финал
Journal information