Previous Entry | Next Entry

Есть такие дороги, по которым не получится ехать быстро. И дело даже не в их качестве или загруженности — просто они проложены в очень красивых местах. Когда я разрабатываю маршрут своих путешествий, то на такие дороги отвожу очень много времени, зная, что буду постоянно останавливаться и любоваться видами :) На Кавказе таких дорог много. В основном, это короткие срезки-перевалы между ущельями. Большинство из них доступны только для автомобилей, начиная с кроссовера и более. Но и есть и очень простые, как перевал Актопрак. Это самый короткий путь между Баксанским и Чегемским ущельями. Кто-то называет его дорогой смотровых площадок, а я же назвал проще —
Дорога Красоты.

Перевал Актопрак, Кавказ

Баксанское и Чегемское — ущелья-соседи. Первое популярнее второго, потому что на ту дорогу, словно бусины, нанизаны самые популярные курорты Приэльбрусья, с детства знакомые слуху: Терскол, Чегет, Эльбрус, Азау...Второе ущелье больше известно своими знаменитыми водопадами. Правда, главная достопримечательность, «город мёртвых» Эльтюбю, не так известна широким массам и находится в глубине Чегемского ущелья, куда не проложен асфальт.

У меня были большие планы на съёмку в Эльтюбю, поэтому я решил на какое-то время там остановиться. И, находясь в Эльбрусе, ближе всего мне было добраться до Чегема конечно же через перевал Актопрак. Посудите сами: если ехать по асфальту, то сначала нужно выбраться из Баксанского ущелья, проехать какое-то время по трассе Баксан-Чегем и нырнуть в следующее ущелье, проехав его от начала и до конца. Путь по асфальту составил бы 165 км и занял бы 2 с лишним часа.

Путь через перевал Актопрак, соединяющая два ущелья, составляет всего 22 км. Конечно же, по времени это будут те же 2 часа (а то и больше), но это будут одни из самых запоминающихся двух часов в вашей жизни, поверьте :)

Перевал Актопрак, Кавказ

Утром, в день выезда, погода особо не радовала своим настроением. Зная о перевале только по отзывам и фотографиям, мне меньше всего хотелось ехать по этой дороге в дождь. Но мы рискнули и не прогадали — дождя не случилось, зато облака потрогали! :)

Чтобы из Баксанского ущелья попасть на дорогу через перевал Актопрак, нужно добраться до села Былым и повернуть направо (если едете из села Эльбрус). Через пару километров постройки заканчиваются и начинается девственная природа.

Перевал

Правда, только на первый взгляд девственная. Эти места когда-то были плотно заселены балкарцами, которые жили тут до печально известной депортации 8-9 марта 1944 года. Тогда из Кабардино-Балкарии по приказу Берии было выселено выселено 37713 человек и отправлено на поселение в Казахстан и Киргизию. Приэльбрусье опустело в считанные дни.

Перевал Актопрак, Кавказ

По пути часто встречаются следы пребывания здесь людей: рукотворные террасы на склонах гор, остатки каменных фундаментов домов и ограждений, фруктовые сады.

Актопрак помнит события и более глубокой древности. С незапамятных времён этот путь являлся торговым, позволявший общаться между собой жителям двух ущелий.

Армия Тамерлана вошла в Баксанское ущелье из Чегемского только благодаря перевалу Актопрак. И в месте, где сейчас находится село Былым, осенью 1395 года состоялось кровопролитное сражение с войсками монгольского хана Тохтамыша. В этой битве Тамерлану удалось одержать важную для него победу.

Перевал Актопрак, Кавказ

На Актопраке и сейчас не безлюдно. Эти места очень любят пасечники, которые приезжают сюда на всё лето вместе с ульями. Вдоль дороги можно увидеть несколько пастушьих домиков с загонами — кошары. На крышах некоторых стоят спутниковые антенны и солнечные панели.

Дорогу перебегают небольшие табуны лошадей.

Где-то на горе появляется и сам пастух на быстром коне.

Перевал Актопрак, Кавказ

Останавливаемся на одном из поворотов, после которого начинается подъём. С дороги виден краешек природной арки, который я до этого видел в отчётах. Идём к нему.

Арка оказалась местом посещаемым — своды исписаны классическими «Тут был Вася» и менее классическими стихами. Вот одно из них:

В мой легкий день я буду вспоминать
Вином пиров наполненные чаши.
В мой трудный день я вспомню только мать
И горы, горы наши.

Эти строки принадлежат талантливейшему балкарскому поэту Кайсыну Кулиеву, который родился в высокогорном ауле Верхний Чегем. Сейчас он называется Эльтюбю, и мы туда едем.

Перевал Актопрак, Кавказ

Арка является неплохим укрытием от непогоды. В небольшой закрытой от дождя нише, где могут легко разместиться 2 человека, кем-то припасены сухие дрова.

Мимо нас проезжают люксовые кроссоверы туристов и легковые машины местных жителей. Не сказать, что их много, но дорога не заброшена.

Неспеша набираем высоту, оставляя за собой один за другим витки серпантина.

Перевал Актопрак, Кавказ

Наконец, достигаем самой высокой точки перевала — около 2000 м.

Упавшие на землю облака скрывают от взора высокие скалы. Одна из них носит имя Лха (2773 м). Она должна быть где-то на этом месте.

Где-то в этих местах снимались сцены из фильма «Земля Санникова». К сожалению, из-за низкой облачности найти вершины с кадров одного из моих любимых фильмов не удалось. Точно известно, что площадка находилась где-то ниже перевала.

Наконец, появляются первые признаки современной цивилизации — дачные домики и ЛЭП.

Перевал Актопрак, Кавказ

Мы спустились с перевала и выехали к дороге Чегемского ущелья. Налево — выход из него, направо — Эльтюбю и «город мёртвых», о котором я и расскажу в следующий раз.

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.

*** Прочитайте другие рассказы о поездке по Кавказу:
1. Сколько стоит путешествие по Кавказу?
2. Как показать детям Эльбрус за один день
3. Адылсу: два года после трагедии

Posts from This Journal by “ЕдемНаКавказ” Tag

promo alexio_marziano январь 21, 2013 11:00 96
Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: "На уроках мы учились...". Не верю :) Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут…

( 5 comments — Leave a comment )
mevlevi
Jul. 24th, 2019 08:08 am (UTC)
чудесно
chasogor
Jul. 24th, 2019 01:22 pm (UTC)
Виды, в самом деле, один прекраснее другого.
alexio_marziano
Jul. 25th, 2019 06:55 pm (UTC)
Спасибо!
wlad_1978
Jul. 24th, 2019 02:35 pm (UTC)

красота

crimeaphile
Jul. 24th, 2019 06:35 pm (UTC)
Прекрасно! Спасибо!
( 5 comments — Leave a comment )