Мы отправились в Исландию в самый пик туристического сезона только с одной целью — пересечь вулканический остров через самый центр, с юга на север, побывав на Земле Духов, которую даже викинги обходили стороной.
Каменная пустыня в центре Исландии могла бы стать отличным полигоном для испытания марсохода. Ведь о том, что ты всё еще находишься на Земле, а не Марсе, напоминает разве только голубоватый оттенок неба. Но даже в таких безжизненных пространствах, простирающихся на сотни километров вокруг, вы точно не умрёте от жажды — Земля духов пронизана артериями рек. Умереть здесь можно разве что от голода и одиночества — на вулканическом пепле, над которым носится сумасшедший ветер, не растёт даже мох.
Эта мрачная высокогорная пустыня находится между ледниками Ватнайёкюдль (Vatnajökull) и Хофсйёкюдль (Hofsjökull), который считается географическим центром Исландии.
Когда-то давно исландцы верили, что в этой местности обитают привидения, гиганты, эльфы и злые духи. Немногие отваживались добираться с одного побережья острова на другое короткой дорогой через центр. Это древний маршрут, который соединял области на севере острова с южными, где в долине Тингведлир каждый год в середине лета собиралось народное вече — альтинг. Он упоминается даже в «Сагах об исландцах» (XIII век) как «Песчаная тропа».
Те смельчаки, которые выбирали этот путь, старались ехать по нему как можно быстрее, пока не иссякли запасы продовольствия, загоняя до полусмерти своих лошадей. Именно исландское слово «sprengja» («ехать на лошади до изнеможения») и дало название этим землям — Спрейнгисандюр (Sprengisandur).
Пересечение Спренгисандура всегда было трудным путешествием: весной каменная пустыня затапливалась растаявшим снегом и льдом, а летом тут не было никакого корма для лошадей. Большинство путешественников выбирали более длинную дорогу, которая шла вдоль берега, поэтому маршрут через Спренгисандур был окончательно заброшен еще в 13 веке. Дорога не использовалась вплоть до 19 века.
Современная дорога, получившая название F26 (индекс F с двузначным числом означает более-менее ровную гравийку без особого экстрима, Primary highland road), проходит почти параллельно и чуть юго-восточнее древнего пути.
Она остаётся непопулярной и в наши дни. Даже в разгар туристического сезона за день по ней проезжает всего 20-30 машин в обоих направлениях.
Южный конец F26 находится у поворота дороги Þjórsárdalsvegur неподалеку от озера Тоурисватн (Þórisvatn), а северный — в южной части долины Бардардалур (Bárðardalur), у водопада Альдейярфосс (Aldeyjarfoss). Длина дороги F26 — 243 километра, что делает её самой длинной горной дорогой Исландии.
Несмотря на опасности, подстерегающие путника на этом пути, F26 очень живописная дорога. Правда, для того, чтобы как следует разглядеть её красоты, вам понадобится подзорная труба или хороший телеобъектив :)
Ведь до ближайших ледников и вулканов от дороги порядка 15 километров.
Вот язык ледника Хофсйёкюдль, например.
Или озеро Kvislarvatn, образованное этим сползающим и тающим ледником.
На всём пути нет ни единой заправки. Если вы въезжаете на F26 c юга, то лучше всего залить полный бак в The Highland Center Hrauneyjar (Hálendismiðstöðin), потому что в следующий раз вы сможете заправиться только уже на севере острова, у водопада Годафосс. Единственный островок цивилизации посреди пустыни — база Nyidalur FI Mountain Hut — находится практически на половине пути. Как правило, те, кто забыл про бензин, клянчат топливо у проезжающих мимо машин или спасателей именно там :).
В сухую погоду в дороге F26 нет ничего экстремального, если не считать парочку серьёзных для неподготовленного автомобиля бродов. На счастье, они находятся всего в 300 метрах от базы спасателей Nyidalur — бежать за трактором далеко не придётся.
Вот эта база на фоне вулкана Тунгафедльсёкюдль (Tungnafellsjökull), который покрыт одноимённым ледником:
Но весной или во время обильных дождей речка может стать непреодолимым препятствием даже для крутого джипа со шноркелем. В такие моменты дорога вообще закрывается, и вы вряд ли даже попадёте на неё — рейнджеры обязательно вас развернут. Состояние дороги можно узнать заранее на специальном сайте, где информация постоянно актуализируется.
Уровень воды в реке, перерезающей дорогу у Nyidalur, может достигать 1 метра и более. На F26 не рекомендуют выезжать малоопытным водителям, если их автомобиль ниже Land Rover или Toyota Land Cruiser.
У нас же была обычная стоковая Suzuki Vitara, а небольшой внедорожный опыт компенсировался авантюризмом и огромным желанием пересечь остров по древнему пути. Но увидев перед собой полноводную речку с сильным течением, огонь в наших глазах заметно угас, и даже появилась лёгкая паника — назад возвращаться не хотелось, а вперёд не моглось.
Коллекция утопленных и выловленных автомобильных номеров напоминала горы черепов храбрых воинов у пещеры дракона. Не столько страшно было утонуть самим, сколько повредить машину, эвакуация которой из центра острова обошлась бы в сумму, сопоставимую со стоимостью этой «Витары».
Но мы всё же смогли форсировать речку на низком автомобиле. Как выяснилось, это была не самая страшная преграда — через пару километров нас поджидала более глубокая и быстрая река. Как это происходило — смотрите в коротком видеоролике:
После преодоления этих водных преград наши скиллы подросли сразу на несколько пунктов, и мы гнали по F26 уже в духе «ехать на лошади до изнеможения», в некторых местах разгоняясь до 60-70 км/ч.
Ближе к ночи F26 привела нас к живописным водопадам, где мы смогли немного расслабиться и передохнуть.
F26 закончилась и в этом месте выходила на хорошую дорогу.
До цивилизации было уже рукой подать (на фото mister_marat в моих запасных штанах, потому что его багаж не прилетел вместе с ним в Исландию).
Этот водопад особо не известен у туристов, поэтому возле него никого нет.
Оставлю его координаты и название в секрете :)
Завершился этот сумасшедший день не менее сумасшедшим дождём и закатом.
К месту ночёвки у водопада Годафосс мы добрались уже далеко за полночь, потратив на пересечение острова около 6 часов вместе со всеми остановками. Какой-то экстремальной она мне не показалось, но только благодаря низкой воде в реках и хорошей погоде. Говорят, во время сильного дождя и грозы на F26 совсем другие ощущения. Особенно, когда молния бьёт прямо в машину через антенну радиосвязи и от этого горит электроника и лопаются колёса :)
---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
*** Прочитайте и другие мои рассказы об Исландии:
1. 25 советов и лайфхаков для тех, кто собирается в Исландию
2. Еще один заброшенный Douglas DC-3 в Исландии
3. Исландский тюлень, когда работать лень
4. Как исландский корабль-призрак оказался на берегу
5. В тупичке у тупика
6. В тумане смерти
7. Скважина в ад: Как устроена геотермальная станция в Исландии
Journal information