?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Низкая облачность скрыла практически всю вершину, к которой мы направлялись по раскисшей от непрекращающегося дождя дороге. Последние метры мы ехали уже почти на ощупь. Наконец, машина въехала на просторную площадку — мы на месте, пути дальше нет. Куда идти дальше? Где-то здесь, на высоте 600 метров, должна быть радарная станция НАТО, исследовать которую мы сюда и приехали. Густой туман был даже наруку — как минимум до забора незамеченными мы точно сможем дойти. А дальше как получится...

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


Мы отошли от машины на 20 метров, и она полностью растворилась в «молоке». Пришлось поставить метку на карте, чтобы потом не искать её.

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


Необычные знаки у тропинки ненавязчиво подсказывали, что тут следует быть предельно осторожными. Тем более в такой туман.

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


Смысл знака раскрылся через 200 метров, когда дорожка резко закончилась 600-метровым обрывом. Будь туман немного гуще, можно было бы просто не заметить этой грани... Где-то далеко внизу накатывались на берег волны Атлантики, но их не было слышно — белая мгла съедала все звуки.

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


Мы с трудом отыскали то, зачем пришли. Еще несколько сотен метров по обледеневшей дорожке до поворота, и вдали проступили смутные очертания гигантского Шара...

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


Эта военная радиолокационная станция была построена ВВС США в 1992 году на вершине прибрежного плоскогорья в северо-западной части Исландии. Радар заменил собой более старую станцию на соседней горе, которая до 1992 года мониторила воздушное пространство над морем между Гренландией, Исландией и Великобританией.

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


РЛС обслуживалась 934-й воздушной эскадрой ВВС США, в задачи которой входил перехват всех советских и российских самолётов, проходивших транзитом через так называемый GIUK gap («разрыв») —  открытый океан между тремя островами (G — Greenland, I — Iceland, UK — United Kingdom). Обнаруженные цели передавались в Центр управления радарами в Кеблавике, где базировались американские самолёты-перехватчики.

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


«Разрыв» GIUK во времена «холодной войны» служил своеобразными воротами выхода в Атлантику для тяжелых бомбардировщиков и кораблей морской разведки Советского Союза, базировавшихся на Кольском полуострове. В задачи советских самолётов-разведчиков входило исследование противовоздушной обороны США в Северной Атлантике. А после 1960 года через GIUK gap корабли ВМФ СССР следовали на Кубу, где находились наши военные базы.





Для Штатов было делом принципа показать, что «ворота» находятся под контролем сил Альянса, поэтому и были построены эти РЛС.

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


Но станцию в 2006 году пришлось закрыть, когда исландцы «попросили» Штаты «на выход» — тогда были выведены все их военные базы. Именно поэтому, лишившись 13 лет назад стратегических позиций в GIUK gap, США сейчас так настойчиво пытаются выкупить у Дании Гренландию. Им нужно восполнить утраченные в этом районе Атлантики базы.

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


Несмотря на то, что РЛС уже 13 лет закрыта, она оказалась вовсе не заброшенной, как мы полагали. За забором, на котором еще осталась табличка с полустёртыми буквами «NATO», наблюдались все признаки обитаемости: новая дорожная техника, автомобиль и работающие камеры видеонаблюдения по периметру. Оказалось, что ныне РЛС используется береговой охраной Исландии. Лезть было чрезвычайно опасно, поэтому мы решили ограничиться исследованием открытых площадок.

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


Вокруг РЛС установлено множество матч с антеннами и ретрансляторами, многие из которых выглядят совсем новыми. Наверное, не стоило находиться под ними слишком долго :)

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland


Кстати, попасть к РЛС по дороге можно только с середины июня по август-сентябрь. В остальное время она либо закрыта, либо доступна только для проходимого служебного транспорта.

Исландия, НАТО, РЛС, радар, NATO, radar, Iceland

Обойдя периметр по кругу, мы решили не испытывать более судьбу и уехали вниз.

---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено!  Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.


*** Прочитайте и другие мои рассказы об Исландии:
1. 25 советов и лайфхаков для тех, кто собирается в Исландию
2. Еще один заброшенный Douglas DC-3 в Исландии
3. Исландский тюлень, когда работать лень
4. Как исландский корабль-призрак оказался на берегу
5. В тупичке у тупика
6. В тумане смерти
7. Скважина в ад: Как устроена геотермальная станция в Исландии
8. В гостях у демонов в центре Исландии


Posts from This Journal by “Исландия” Tag

promo alexio_marziano january 21, 2013 11:00 96
Buy for 100 tokens
Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: "На уроках мы учились...". Не верю :) Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Sep. 16th, 2019 09:36 am (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Политика.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
alexio_marziano
Sep. 16th, 2019 09:43 am (UTC)
Ошиблись. Это "Путешествия", "История", "Техника"
lj_frank_bot
Sep. 16th, 2019 09:44 am (UTC)
Что-то пошло не так.
alexio_marziano
Sep. 16th, 2019 09:54 am (UTC)
Бывает
lj_frank_bot
Sep. 16th, 2019 09:55 am (UTC)
Рад вас видеть!
livejournal
Sep. 16th, 2019 11:36 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
arctic-inga.ru
Sep. 19th, 2019 06:14 am (UTC)
А почему с середины июня по август-сентябрь дорога открыта для всех, а в другие месяцы закрыта?
alexio_marziano
Sep. 19th, 2019 07:10 am (UTC)
Потому что её снегом заваливает :) По ней только спецтехника ездит, если к радару добраться надо. Мы были в июле-августе — наверху местами снег лежал. Значит, он там не тает даже.
( 8 comments — Leave a comment )