?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В начале 17 века в Голландии имел место быть весьма интересный период, когда спрос на луковицы тюльпанов начал превышать предложение, и этот товар достиг невероятной цены. Одну луковицу давали в качестве приданого невесте, три стоили столько же, сколько хороший дом, а всего лишь одна луковица сорта Тюлип Брассери отдавалась за процветающую пивоварню. Дошло даже до того, что покупатели платили деньги за поставку луковиц в будущем. Это, собственно, и привело к обрушению рынка тюльпанов и концу тюльпаномании.

0a2bf505c80b

Примерно такая же история происходит сейчас и в России с современными юбилейными и памятными монетами. Но в меньших масштабах, конечно.

Думаю, многие из вас собирали и собирают биметаллические десятирублёвые монеты из серии "Древние города России" и "Российская Федерация" (субъекты).



В принципе, собрать полную коллекцию мог каждый, даже учитывая то, что увлечение это просто повальное. Но монет было выпущено много, поэтому хватало всем. Что бы понять причину такого массового увлечения собирательством современной юбилейки, нужно открутить назад лет так 47.

В 1965 году в СССР была выпущена монета достоинством в 1 рубль, посвященная 20-летию победы над фашистской Германией, тиражом 60 млн экз. Монеты выпускались в честь различных юбилейных событий (юбилей Октябрьской революции), юбилеи выдающихся личностей (юбилей Ленина, Менделеева, Пушкина и многих других). Крупнейшая серия памятных монет СССР была выпущена в честь Олимпийских игр 1980 года.



У русского человека есть генетическая страсть к накоплениям. Всего подряд  - марок, этикеток, бутылок, интересных монет. Авось, пригодится когда-нибудь. Или подорожает.

После развала СССР и прекращения выпуска этих юбилейных рублей, началась тотальная скупка монет у населения. Красивые монеты превратились в предмет спекуляции в смутное время. Распространялась информация, что цены на эти монеты будут постоянно расти и через пару десятилетий за коллекцию "юбилейки" можно будет выручить целое состояние. Верили, и потому ныкали по чуланам не только металлические рубли, но и килограммы обычной мелочи. На всякий случай (пропаганда "всякого случая" хорошо работала,  пример - фильм "Менялы").

Прошло 10 лет, юбилейная монетная программа, теперь уже Российская, продолжалась, и в 2000 году увидели человеческие руки двухцветные 10-рублевые монетки с городами. Выпускаемые большими тиражами  - 5-10 млн. - они быстро приобрели популярность в народе и в кассу уже практически не возвращались, оседая в копилках, пластиковых бутылках и мешочках. Мне даже известен случай, когда один товарищ заварил дверцу небольшого сейфа и прорезал в нем щель для "десяток". Там они и пропадали. Просто, чтобы были... Авось, подорожают когда-нибудь.

Это было началом российской монетомании.

К 2008-2009 году "десятки" стали попадаться на сдачу все реже и реже. Монеты усиленно изымались населением из оборота - каждый второй стал "нумизматом". Повышенный спрос родил уже вполне рыночное предложение. Недостающие заветные "десятки" для домашней коллекции можно было купить за 20-100 рублей у перекупщиков или в комиссионных магазинах. Вдумайтесь, довольно неплохой бизнес из ничего - продавать оборотные деньги в несколько раз дороже номинала. Особенно, если его масштабировать на количество и учесть массовость увлечения. Сложности с "добиванием" коллекции только разогрели аппетиты "коллекционеров" - появился азарт. В итоге рынок вырос.

Сейчас биметаллические десятирублевые монеты практически не найти в обороте. Изредка попадается попсовая "звезда" или "политрук", выпущенные в 2000 и 2005 г. огромным "советским" тиражом 20-60 млн. экз. к 55й и 60й годовщине Победы:

 

Но и они успешно "сметаются". У некоторых моих знакомых таких монет по несколько десятков штук. Просто так, что бы было... Пусть лежат, авось пригодятся.

В 2010 году ЦБ РФ решил потроллить "народных коллекционеров" и выпустил 3 монеты весьма малым тиражом 100 000 экз. Можно считать это событие пиком монетомании. Знаменитые ЧЯП - "Чеченская республика" , "Ямало-Ненецкий АО" и "Пермский край" резко взметнулись в цене от 250 р. до 2000 р. за монету! Те, кто в начале продавал "Чечню" по 250 р, через месяц "кусали локти" - она стоила уже 1000 р.

   

В 2011 году за этот комплект уже просили 7000 р! Цены постоянно "плавали", но особо не снизились до сих пор. Причиной всему - фанатичный спрос и маленький тираж. Ходили слухи, что ЦБ РФ обещал "добить" тираж до обычных и обещанных в монетной программе 5 млн. Но этого так и не произошло. Еще поговаривают, что почти весь тираж "Чечни" сам Кадыров вывез в свою республику и якобы там монету можно было встретить в обороте. Или есть еще версия, что в Чечне тогда была мода на монисты (женские украшения) из этих монет.

Собственно, очумелые цены на "десятки" существуют и для остальных, не ЧЯП-экземпляров. Как только монетный двор выпускает очередную новинку, цена на нее у перекупщиков устанавливается в районе 100-400 р. Позже, когда почти весь тираж выходит из станка, цена стабилизируется в районе 30-100 рублей. Основная площадка монетного рынка - социальная сеть "ВКонтакте" и "Молоток". Продавцов сотни, покупателей - тысячи. Для многих продажа современной "юбилейки"  стала прибыльным бизнесом. Покупатель заказывает монеты, перечисляет деньги и получает монеты "Почтой России".

В 2011 году юбилейная серия биметаллических монет стала затухать - вышло всего 4 монеты и одна в 2012. На смену им пришли более дешёвые в производстве стальные, покрытые латунью "десятки" нового образца. Началась серия "Города воинской славы":




Но их вам уже не собрать из оборота, как прежде. Они практически не попадают туда с монетного двора. Почему?

А потому, что перекупщикам, в лице частных лиц, комиссионных магазинов и некоторых коммерческих банков, нужны монеты в качестве АЦ (анциркулейтед), то есть, не бывших в обращении. "Народные коллекционеры" стали более разборчивыми и на потертые кругляшки более не ведутся. Посему, монетки в маслице, с запахом и в мешочках с монетного двора отправляются прямиком на "черный рынок". Уж не знаю, по сговору ли, или по договорённости...

Вот вам город воинской славы Луга:



Вот город Полярный (фото из объявления о продаже монет):

9qZHNq56Jg0

А вот вам новая серия сражений и знаменательных событий Отечественной войны 1812 года:



В объявлении о продаже монет так и прописано - "мешковые". Кстати, сами мешки тоже пользуются хорошим спросом, поэтому с них не срывают пломбу, а аккуратно распарывают снизу.

Вот так, своим фанатизмом и русским авось мы сами себя лишили юбилейных монет в обороте. Не сомневаюсь, кто-то видел эти монеты в обращении. Проще всего их встретить в городах, где находятся монетные дворы - в Москве и Питере. И еще в городах, которым посвящены монеты. К примеру, этим летом мне впервые попалась десятка с Воронежем. Как вы думаете, где? На заправке в Воронежской области. :) И еще в Ульяновске родственница отдала найденную в обращении монетку с Орлом. Туда же я их и отправил, в обращение.

В июле-августе 2012 года ЦБ РФ выпустил крупнотиражные серии (по 5 млн. каждая) монет достоинством 2 и 5 рублей - Сражения и знаменательные события Отечественной войны 1812 года и Полководцы и герои Отечественной войны 1812 года:



Не знаю уж, получит ли их кто-то на сдачу? Но их можно купить. Стоимость всего набора - от 450 р. То есть, монеты продаются дороже своего номинала в 3-8 раз.

Отдельно стоит сказать про монетную программу ЦБ РФ "Сочи 2014".

Впервые в 2011 году в России появилась монета достоинством в 25 рублей:

f20110805193953-1704490748

Её выпустили тиражом 9,7 млн. экземпляров. Вы хоть раз видели её? :) Я видел только у продавцов, в блистерной упаковке. То есть, изначально эта монета не предназначалась для оборота, раз её упаковали в блистер. Самая низкая цена, по которой я её встречал - 80 р. Обычная цена 200 - 300 р. Вот интересный рассказ человека, который пытался её найти в обороте и банках.

Существуют и другие варианты монеты:


За такую просят вообще немыслимые для современной монеты деньги - от 1000 р..

А это - монета 2012 года. В позолоте (латунь) она стоит 400 р. В цвете - 1000-2000 р. Медь-никель - 100-300 р.

сочи 12 поз_enl

Вот такая Олимпиада. Для избранных.  Хочу отметить, что это не инвестиционные монеты, и не из драгметаллов. Обычные, для обращения. Ну, кроме цвета - те для "фанатов" :)

Монетный двор, по теории, не может сам заниматься реализацией монет. Он всего лишь инструмент и исполнитель заказа ЦБ РФ. На практике же, продает монеты мешками перекупщикам (сам не проверял, инфа из 3х рук). К примеру, пресловутая "Чечня" сразу после выпуска уходила с монетного двора по 200 р. за монету. Хотя возможно это и воля самого ЦБ, продавать опиум для народа. Одно понятно - налицо искусственно создаваемый  ажиотаж. Через недочекан и ограничение изначально заявленного тиража. ЦБ (или монетный двор) сами регулируют цены на юбилейные и памятные монеты путем произвольного выбора тиража, несмотря на заявленный в программе. Меньше тираж - больше цена.

Да, понятно, что проблема выеденного яйца не стоит по сравнению с другими. Но блин, за Отчизну обидно!
Юбилейные монетные программы призваны повысить престиж страны, вызвать гордость граждан за своих героев и историю. В реале - получается как раз наоборот и никто новых монет не видит.

Приведу контрпример с монетной программой США. Один мой хороший товарищ по моей просьбе собрал полную коллекцию квотеров (25 центов) со штатами за 3 недели пребывания там. 3 недели и более 60 монет из обращения! И ни кого не пришлось убивать за это, просто просил на кассе дать сдачу "четвертаками". Отдал тогда я ему $15 за них - по номиналу. В России такая коллекция стоит  3500 р., к слову.

Whitman Штаты3_083035877_1_644x461_polnyy-nabor-kvoterov-shtaty-ssha-56-monet-krasnodar

Кстати, советские рубли и сейчас почти ничего не стоят. Полную коллекцию (64 штуки, включая огромные 5-рублевки) свободно можно купить за 3000-4000 р. То есть, средняя цена одной монетки около 50 р. (реальная вилка цен - от 20 до 150 р.) А откуда быть большой цене, если тираж изначально был огромный? Та же участь постигнет и современные "десятки". Не может "ходячка" стоить в 10 раз дороже своего номинала. Слишком уж тираж нее большой. ЧЯП - исключение, конечно.

Тюльпаномания "просвирепствовала" в Голландии более 10 лет, после чего закончилась обвалом цен и разорением продавцов луковиц.
Интересно, закончится ли монетомания у нас когда-нибудь? :)

promo alexio_marziano january 21, 2013 11:00 95
Buy for 20 tokens
Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: "На уроках мы учились...". Не верю :) Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут…

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
v_pychick
Dec. 17th, 2012 03:40 am (UTC)
ну, ну, биметаллических десяток полно. На сдачу частенько дают. да и города воинской славы чуть не каждый день получаю на сдачу.
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 03:45 am (UTC)
Не поверите - ни разу не встречал, кроме тех двух описанных случаев
(no subject) - pyra_vita - Jan. 5th, 2013 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Dec. 17th, 2012 03:46 am (UTC) - Expand
kukmor
Dec. 17th, 2012 03:40 am (UTC)
интересно

зы
еще бы интернет тут все время норм ловил
постараюсь
igor_schwab
Dec. 17th, 2012 03:43 am (UTC)
- У русского человека есть генетическая страсть к накоплениям. Всего подряд - марок, этикеток, бутылок, интересных монет. Авось, пригодится когда-нибудь. Или подорожает.

Это вы явно погорячились. В россии, наоборот, отсутствует почтение к материальной истории чуть более, чем полностью. Доказывается легко: посещением любого блошиного рынка в Европе.

А в остальном - я решительно нне понимаю этих серий монет, марок... Зачем на них государственные деньги тратить, чтобы потешить чьё-то самолюбие?
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 03:47 am (UTC)
У меня в детях перестройки про коллекции было :) Копили все подряд. И копят.
(no subject) - ls_online - Dec. 17th, 2012 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_schwab - Dec. 17th, 2012 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Dec. 17th, 2012 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pyra_vita - Jan. 5th, 2013 02:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Dec. 17th, 2012 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ls_online - Dec. 17th, 2012 02:56 pm (UTC) - Expand
fejkaflower
Dec. 17th, 2012 03:51 am (UTC)
У моих родителей хранятся советские рублики)))
Кстати на некоторых из них есть вычеканненная( выгравированная или отлитая) подпись художника, такие вроде редкость и их изъимали из обращения. Но точно не знаю.
У нас в Латвии то же выпускают латы вроде юбилейных, они идут по обычному номиналу. Есть более редкие, есть которых навалом. Так вот, когда у нас начался крисиз- начали появляться в большом количестве эти латы в обращении-наверное народ потрошил свои копилки.
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 04:37 am (UTC)
не слышал по поводу подписей. интересно. У меня отец со старшим братом их собирали, около половины коллекции было. до сих пор лежат.
(no subject) - fejkaflower - Dec. 17th, 2012 05:49 am (UTC) - Expand
aprol_sky
Dec. 17th, 2012 03:56 am (UTC)
алчность правит миром. люди сами себе трудности придумывают, а кто-то на этом невежестве спекулирует...
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 04:34 am (UTC)
а ты сам не собирал десятки? :)
(no subject) - aprol_sky - Dec. 17th, 2012 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Dec. 17th, 2012 01:06 pm (UTC) - Expand
object_d
Dec. 17th, 2012 04:13 am (UTC)
А я в свое время имел на руках пятирублевку 1999 года, которую вообще официально в обращение не выпускали.
И вот жеж дурак, то ли потерял, то ли просто потратил вместе с другой мелочью. А сейчас ведь озолотиться мог бы.
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 04:35 am (UTC)
круто :) http://moneti-rossii.ru/431-5-rubley-1999-goda-stoimost.html
250 тыс рублев :)
(no subject) - object_d - Dec. 17th, 2012 04:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Dec. 17th, 2012 04:48 am (UTC) - Expand
livejournal
Dec. 17th, 2012 07:02 am (UTC)
Да, все так и есть. В обращении памятные монеты нынче по
Пользователь zorych сослался на вашу запись в записи «Да, все так и есть. В обращении памятные монеты нынче почти не встречаются :-(» в контексте: [...] Оригинал взят у в Современные юбилейные монеты - тюльпаномания наших дней? [...]
livejournal
Dec. 17th, 2012 08:19 am (UTC)
Ваша запись опубликована в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
vitiay
Dec. 17th, 2012 08:44 am (UTC)
Дуром их.
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 09:38 am (UTC)
А каких именно, интересно? Ростов-на-Дону? У нас в Ульяновске нет никаких вообще.
(no subject) - vitiay - Dec. 18th, 2012 06:51 am (UTC) - Expand
svargov
Dec. 17th, 2012 09:27 am (UTC)
Пересылал друзьям пару раз по просьбе набор квотеров, причем собирал за день!!! Заходишь в ландромат(прачечная) -там машины стиральные на квотерах работают, меняешь 10 баксов и гарантированно в жмене большинство из серии:))) Даже попадаются изредка юбилейный квотер с барабаньщиком 1976 года, в честь 200 летия подписания декларации о независимости США :)
livejournal
Dec. 17th, 2012 11:55 am (UTC)
No title
Пользователь oleg_ober сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] Про монетный онанизм [...]
schwarze_pferd
Dec. 17th, 2012 12:51 pm (UTC)
работаю кассиром - каждый день откладываю "комплект"
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 01:06 pm (UTC)
ага! Вот он, виновник торжества :) Верните монетки в оборот! :)))
(no subject) - schwarze_pferd - Dec. 17th, 2012 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Dec. 17th, 2012 01:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schwarze_pferd - Dec. 17th, 2012 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schwarze_pferd - Dec. 17th, 2012 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schwarze_pferd - Dec. 17th, 2012 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexio_marziano - Dec. 17th, 2012 01:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schwarze_pferd - Dec. 17th, 2012 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pyra_vita - Jan. 5th, 2013 02:23 pm (UTC) - Expand
schwarze_pferd
Dec. 17th, 2012 12:52 pm (UTC)
простите, украду пост к себе
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 01:07 pm (UTC)
да запросто :)
rikkitrikki
Dec. 17th, 2012 12:53 pm (UTC)
А по мне, пусть так и будет. Никто ведь собирать эти монетки не заставляет. А редкость всегда из чего-то сделают. У того же "Политрука" есть редкие и дорогие разновидности по штемпелю. Но многие из "складывающих в кубышку" об этом даже не знают, да и сравнивать их - удел людей неслучайных.
Вот попались мне 2 рубля с героями Отечественной войны 1812 года, посмотрел - и в копилку, но покупать остальные мне в голову не придёт. Если кому-то это интересно - пожалуйста. Дорогой монеткой и похвалиться будет приятно, а будучи в обороте она приобретёт неприятный вид.
А на чём делать деньги, на дефиците айфонов или монеток - не так уж и важно. Всё это предметы роскоши.
А по поводу обрушения... Мне кажется мы не видим всех "подводных течений" этого рынка. Монетки-то можно придержать, скупить приличную часть тиража.
Настоящий крах будет в тот момент, когда народ просто отвернётся от этого коллекционирования, как однажды отвернулся от марок. Пока такой тенденции не просматривается.
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 01:09 pm (UTC)
Да, наверное стоило это сделать, чтобы отбить желание коллекционировать юбилейку у всех подряд :) Не каждый будет выкладывать 5-8 цен за обычную монетку. Тем лучше настоящим нумизматам :))
begamot_74
Dec. 17th, 2012 01:37 pm (UTC)
многие из этих монет я не видел)
alexio_marziano
Dec. 17th, 2012 01:45 pm (UTC)
многие не видели многих этих монет :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 64 comments — Leave a comment )